Советские самолёты времён Великой Отечественной войны

Тема в разделе "Мир истории", создана пользователем Еvгений, 13 фев 2017.

  1. Еvгений

    Thread starter

    Еvгений Я здесь живу

    Сообщения:
    936
    Симпатии:
    471
    Пол:
    Мужской
    Советские самолёты времён Великой Отечественной войны – это тема, заслуживающая особого внимания. Ведь именно авиация сыграла огромную роль в победе над фашизмом. Без крылатых помощников армии СССР было бы в разы тяжелее одолеть врага. Боевые птицы существенно приблизили заветный миг, стоивший жизни миллионам советских граждан…

    И хоть в самом начале войны наши силы потеряли более девятисот самолетов, уже к ее середине, благодаря самоотверженному труду конструкторов, инженеров и рядовых рабочих, отечественная авиация снова была на высоте. Итак, какие же стальные птицы несли на своих крыльях Родине победу?

    МиГ-3
    MiG-3-3.jpg

    По тем временам этот истребитель, сконструированный на основе МиГ-1, считался самым высотным и стал настоящей грозой немецких коршунов. Он был способен подняться на 1200 метров, и именно здесь чувствовал лучше себя всего, развивая наибольшую скорость (до 600 километров в час). А вот на высоте менее 4,5 км МиГ-3 значительно проигрывал другим истребителям. Самый первый бой с участием этой модели самолета датируется 22 июля 1941 года. Состоялся он над Москвой и прошел успешно. Немецкий самолет был сбит. На протяжении всей ВОВ истребители МиГ-3 охраняли небо над столицей Советского Союза.

    Як-9

    Детище конструкторского бюро Александра Яковлева, которое в 30-х занималось выпуском легких спортивных «птичек». Серийное производство первого истребителя началось в 40-м, и на заре войны самолеты Як-1 принимали активное участие в боевых действиях. А уже в 42-м советская авиация получила Як-9.

    00.jpg

    Истребитель мог похвастать отличной маневренностью, которая делала его королем ситуации в ближнем бою на относительно небольших высотах. Еще одной особенностью модели стала ее легкость, достигаемая за счет замены дерева дюралюминием.

    За 6 лет производства с конвейера сошло более 17 тысяч самолетов данной модели, и это позволяет назвать ее самой массовой среди «птичек» такого плана. Як-9 пережил 22 модификации, побывав и истребителем-бомбардировщиком, и разведчиком, и пассажирским, и учебно-тренировочным самолетом. Во вражеском стане эта машина получила прозвище «убийца», что говорит о многом.

    Ла-5

    Истребитель, ставший одной из самых удачных разработок конструкторского бюро Лавочкина. Самолет имел очень простую конструкцию, которая при этом отличалась удивительной надежностью. Крепкий Ла-5 оставался в строю даже после нескольких прямых попаданий. Двигатель его суперсовременным не был, но зато характеризовался мощностью. А система воздушного охлаждения делала его гораздо менее уязвимым, чем моторы с жидким охлаждением, широко распространенные в то время.

    istrebitel_la-5_1.jpg

    Ла-5 показал себя послушной, динамичной, маневренной и скоростной машиной. Советские летчики любили его, а враги панически боялись. Эта модель стала первой из отечественных самолетов периода ВОВ, которая не уступала немецким коршунам и могла вести с ними бой на равных. Именно на Ла-5 совершил свои подвиги Алексей Мересьев. Также за штурвалом одной из машин сидел Иван Кожедуб.

    По-2

    Второе название этого биплана – У-2. Разработал его советский конструктор Николай Поликарпов еще в 20-х годах, и тогда модель считалась учебной. Но в 40-х По-2 пришлось повоевать в качестве ночного бомбардировщика.

    Немцы называли детище Поликарпова «швейной машинкой», подчеркивая тем самым его неутомимость и массированность удара. По-2 мог сбросить больше бомб, чем его тяжелые «коллеги», поскольку поднимал до 350 килограмм боеприпасов. Также машина отличалась тем, что за одну ночь была способна совершать по несколько вылетов.

    messer-1180594783-19921.jpg

    На По-2 воевали с врагом легендарные летчицы из 46-го гвардейского Таманского авиаполка. Эти 80 девушек, четверть из которых были удостоены звания Героя СССР, наводили настоящий ужас на врага. Фашисты прозвали их «ночными ведьмами».

    Биплан Поликарпова выпускался на заводе в Казани. За все время производства с конвейера сошло 11 тысяч самолетов, что позволило модели считаться самой массовой среди бипланов.

    Ил-2

    А этот самолет – лидер по количеству выпущенных экземпляров за всю историю боевой авиации. 36 тысяч машин поднялись в небо из заводских цехов. Разрабатывалась модель в КБ Ильюшина. Выпуск Ил-2 начался в 40-м, и с первых дней войны штурмовик находился в строю.

    shturmovik-il-2_76.jpg

    Ил-2 был оснащен мощным мотором, экипаж защищало бронированное стекло, «птичка» стреляла реактивными снарядами и являлась главной ударной силой отечественной авиации. Штурмовик просто потрясал своей непобедимостью и стойкостью. Были случаи, когда из боя самолеты возвращались со следами сотен попаданий и были способны воевать дальше. Это сделало Ил-2 настоящей легендой и среди советских солдат, и среди фашистов. Враги прозвали его «крылатый танком», «черной смертью» и «самолетом из бетона».

    Ил-4
    dalnii_bombardirovschik_il-4_1.jpg

    Еще одно детище КБ Ильюшина – Ил-4, считающийся самым привлекательным самолетом времен ВОВ. Его внешность сразу бросается в глаза и врезается в память. Модель вошла в историю, прежде всего, благодаря тому, что самой первой бомбила Берлин. Причем, не в 45-м, а в 41-м, когда война только-только начиналась. Среди летчиков машина пользовалась достаточно большой популярностью, хотя легкостью в управлении не отличалась.

    Пе-8

    Самая редкая «птица» в небе периода Великой Отечественной войны. Пе-8 использовался редко, но метко. Ему доверяли выполнение наиболее сложных задач. Поскольку внешность самолета не была примелькавшейся, случалось, что он становился жертвой своих же ПВО, принимавших машину за вражескую.

    Пе-8 развивал огромную для бомбардировщика скорость – до 400 километров в час. Был оснащен гигантским баком, позволявшим «птичке» совершать максимально дальние перелеты (например, добраться из Москвы до Берлина и обратно без дозаправок). Бомбы Пе-8 сбрасывал крупнокалиберные (максимальная масса – 5 тонн).

    original.jpg

    Когда фашисты вплотную приблизились к Москве, этот мощный защитник Родины кружил над столицами вражеских государств и поливал их с неба огненным дождем. Еще один интересный факт о Пе-8 – на нем (только на пассажирской версии модели) летал в Великобританию и Соединенные Штаты на встречу с коллегами министр иностранных дел СССР Молотов.

    Именно благодаря выше представленной «великолепной семерке игроков» и, конечно же, другим, менее известным самолетам, советские воины одержали победу над фашистской Германией и её союзниками не спустя 10 лет после начала войны, а всего через 4 года. Окрепшая авиация стала главным козырем наших солдат, и не давала врагу расслабиться. А учитывая то, что все самолеты разрабатывались и производились в условиях холода, голода и лишений, их миссия и роль создателей выглядит особенно героически!
     
    Aleksandra, Tsar и Albatroz нравится это.
  2. Albatroz

    Albatroz Гражданин

    Сообщения:
    3.794
    Симпатии:
    1.710
    Пол:
    Мужской
    Отличная тема, спасибо. Но должен сделать поправочку: в 1941 году вышеперечисленные истребители Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3 составляли менее трети всего истребительного парка РККА. А основой ВВС СССР в 1941 году были устаревшие истребители И-16 и даже бипланы-этажерки И-15 и И-153.
    Основной истребитель люфтваффе в 1941-ом, Ме-109е, превосходил И-16 последних модификаций по скорости в полтора раза, что делало воздушный бой просто заранее предрешенным. Немецкие истребители легко брали инициативу в свои руки, входили в бой, когда было удобно, легко отрывались от И-16 и выходили из боя, когда нужно.
    Вот это и стало основной причиной катастрофы 22 июня 1941 года.
     
  3. Aleksandra

    Aleksandra Почетный гражданин

    Сообщения:
    5.878
    Симпатии:
    2.415
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Еще в начале войны советские лётчики не чётко знали, как выглядят новые модели отечественных самолётов, путали их с немецкими, сбивали, принимая за вражеские.
    Среди трижды Героев Советского Союза - легендарные летчики Покрышкин и Кожедуб. И их заслуга - не только боевые вылеты и количество сбитых самолетов, а также - рациональные предложения и внедрение новых схем для эффективной работы авиации во время войны, и далеее.
    --- Добавлено 19 мар 2017 ---
    Еvгений, очень понравлся Ваш материал, мне всё понятно.
     
  4. Albatroz

    Albatroz Гражданин

    Сообщения:
    3.794
    Симпатии:
    1.710
    Пол:
    Мужской
    Не согласен. Чтобы перепутать советский истребитель с немецким – нужно быть полным дауном.
    Первое: именно для цели распознавания немцы рисовали на самолетах огромные кресты на всю высоту фюзеляжа, а наши – такие же огромные красные звезды.
    Второе: абсолютно разная раскраска: наши красили верхнюю часть фюзеляжа в камуфляж, а немцы – в серые цвета.
    Третье: нет ни одного советского самолета, похожего на «Мессер». Он узкий, с низкой кабиной, и края крыльев квадратные.
     
  5. Анахорет

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.887
    Симпатии:
    894
    Пол:
    Мужской
    Надо бы здесь ещё вспомнить наши самолёты ТБ-1, ТБ-3, ТБ-7.
    Ведь на их основе, впервые в мире были произведены (сформированы) воздушные авианосцы! И именно они бомбили Берлин в 1941 году.
     
  6. Albatroz

    Albatroz Гражданин

    Сообщения:
    3.794
    Симпатии:
    1.710
    Пол:
    Мужской
    На самом деле – еще больше, 443 км/ч
    Небольшое преувеличение.
    В бомбежках Берлина участвовало всего 10 Пе-8
    Их выпущено было немного, и часть была в небоеспособном состоянии.
    Бомбардировки Берлина длились недолго: с 7 августа по 5 сентября 1941 года.
    Было сделано 9 налетов, в результате была сброшена 21 тонна бомб и 34 агитбомбы.
    В целом, эффект был больше психологическим.
    5 сентября немцы захватили территорию Эстонии, и дальности действия бомбардировщиков стало недостаточно для бомбардировки Берлина.
    Пе-8 это и есть ТБ-7
    ТБ-1 и ТБ-3 в бомбардировках Берлина не участвовали, так как их дальности полета для этого недостаточно.
     
  7. Belka

    Belka Почетный гражданин

    Сообщения:
    6.165
    Симпатии:
    2.630
    Пол:
    Женский
    Так оборону то кто держал? Гражданское население. А если ночью наш самолёт возвращался с задания, подбитый, может быть с неработающими приборами, то вполне мог заблудится? А защитники думали, что это вражеский налёт, и могли обстрелять сгоряча. Тогда ведь не было таких средств связи и распознавали свой/чужой только визуально?
     
  8. Albatroz

    Albatroz Гражданин

    Сообщения:
    3.794
    Симпатии:
    1.710
    Пол:
    Мужской
    Belka, «оборону держало гражданское население» - это общая фраза.
    Первое: гражданским населением, по международному праву и всем договоренностям, называются граждане, не имеющие никакого отношения к вооруженным силам.
    А если человека мобилизовали, одели в военную форму и выдали оружие – то он уже не не «гражданское население», а военнослужащий.
    Второе: необученных призывников могут направить только пехоту, где требуется низкая квалификация.
    К прицелу зенитного орудия кого попало не подпустят. Тут нужно уметь выставлять упреждение, производить расчеты.
    А необученный призывник – разве что снаряды подносить.
    А решение, по какому самолету открывать огонь принимает командир зенитной батареи, кадровый офицер, закончивший военное училище.
     
  9. Анахорет

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.887
    Симпатии:
    894
    Пол:
    Мужской
    Да, согласен. Тут я просто в патриотизм ударился. Но блин! Пёс побери!!! Ведь это наши были первые! Наши придумали и воплотили в жизнь первые воздушные авианосцы!
    Простые морские авианосцы - это для лохов! Настоящее оружие победы - воздушные авианосцы!
    Были только у нас - мы победили!
     
  10. Albatroz

    Albatroz Гражданин

    Сообщения:
    3.794
    Симпатии:
    1.710
    Пол:
    Мужской
    Тут ошибочка закралась: не 1200 метров, а 12 км

    Действительно, это был уникальный высотный перехватчик
    Но, к сожалению, на средних и малых высотах он проигрывал по вертикальному и горизонтальному маневру Ме-109 всех модификаций.
    А именно на таких высотах велись воздушные бои на советско-германском фронте.
    Первые и последние
    Практика показала, что самолеты-заправщики гораздо эффективнее решают задачу повышения дальности фронтовых ударных самолетов, и сейчас проекты летающих авианосцев даже не рассматриваются.
    Угу.
    Весь мир – лохи? :)
    За всю Великую Отечественную летающие авианосцы совершили около 30 боевых вылетов, понесли большие потери, и их перестали применять.
     
Загрузка...