Самая первая станция метро в Москве

Тема в разделе "Московский метрополитен", создана пользователем Еvгений, 3 янв 2017.

  1. Еvгений

    Thread starter

    Еvгений Я здесь живу

    Сообщения:
    937
    Симпатии:
    470
    Пол:
    Мужской
    Современная московская подземка насчитывает более 200 станций. А когда-то их можно было пересчитать по пальцам. Какая же самая первая станция метро в Москве? Ответ на этот вопрос знают далеко не все жители столицы, а между тем, данный объект заслуживает пристального внимания москвичей и гостей Первопрестольной. Здесь есть, на что посмотреть и есть, о чем вспомнить.

    Когда метро появилось в Москве


    Сегодня сложно представить Москву без метро. И молодым людям может показаться, что подземка была в столице всегда. Ведь ею пользовались их родители, бабушки и даже прабабушки. Но на самом деле все имеет свое начало. И история московского метрополитена – не исключение.

    Идея о строительстве подземки в Златоглавой появилась еще в 1875 году, и Москва вполне могла стать в этом плане одним из мировых дебютантов. Но руки до реализации у властей не доходили целых 60 лет. А, тем временем, возможность ездить под землей получили лондонцы, ньюйоркцы, жители Будапешта, Стамбула, Токио, Парижа и других городов мира. И только в 1935 году, наконец, свершилось! В Москве были запущены первые станции подземки и побежали поезда.

    Открытие столичного метрополитена состоялось 15 мая в 7 утра. Назывался он в честь еще здравствующего на тот момент Лазаря Кагановича, а в 1955-м стал носить имя Ленина. Изначально подземка включала в себя лишь одну ветвь протяженностью чуть более 11 километров.

    Первая станция метро в Москве


    Самой первой станцией столичного метрополитена считается «Сокольники», откуда стартовала дебютная поездка. Хотя в тот же день, 15 мая 1935 года, были открыты также «Красносельская», «Комсомольская», «Кировская», «Охотный ряд», «Дворец Советов», «Красные ворота», «Парк культуры» и еще несколько объектов.

    Свое название станция получила в честь одноименного района, на территории которого она располагалась. В дореволюционные времена здесь жили люди, разводившие и обучавшие охотничьих соколов для элиты. Место их обитания называлось Сокольничьей слободой. Позже его переименовали в Сокольники.

    metro-sokolniki-8.jpg
    metro-sokolniki-7.jpg
    metro-sokolniki-3.jpg
    metro-sokolniki-2.jpg
    metro-sokolniki-4.jpg
    metro-sokolniki-1.jpg
    metro-sokolniki-5.jpg
    metro-sokolniki-6.jpg

    Открытие первой станции метро в Москве совпало по времени с расцветом архитектуры монументального соцреализма, и это отразилось на интерьере объекта. Внутреннее убранство «Сокольников», как и других «дебютантов», отличается пышностью, торжественностью, разящей взгляд роскошью и помпезностью. Здесь присутствуют и мрамор, и гранит, и керамика; черный цвет эффектно контрастирует со светло-желтым, серым, голубым и белым. Величественность оформления подчеркивают колонны, витражи и богатая мозаика.

    С самых первых дней станция Сокольники вызывала массу восторженных откликов среди жителей столицы и ее гостей. Объект остается действующим и сегодня, выполняя не только свои основные (транспортные) функции, но и являясь настоящей памяткой архитектуры, одной из популярных достопримечательностей Москвы.
     

    Aleksandra и Ярославна нравится это.
  2. Мурат

    Мурат Почетный гражданин

    Сообщения:
    11.129
    Симпатии:
    1.747
    Адрес:
    Ербеня-Лобня
    Как подумаешь, еще чуть чуть и самой первой станции метро в Москве стукнет 100 лет! При этом, несмотря на свой возраст, метро самый надежный вид транспорта. Сложно себе представить Москву без метро особенно сейчас, когда автомобили просто таки заполонили улицы.
     
    Aleksandra нравится это.
  3. Aleksandra

    Aleksandra Почетный гражданин

    Сообщения:
    5.792
    Симпатии:
    2.358
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    С момента пуска метро не работало только один день, когда была угроза взрыва — шестнадцатого октября 1941 года.

    Еще фото — народ отмечает открытие метрополитена в Москве.

    IMG_2231.JPG
    --- Добавлено 12 янв 2017 ---


    С момента открытия первой станции московского метро прошла, кажется, целая эпоха.
    А мы всё также спускаемся всё в те же станции, удивительно.

    Московское метро по-настоящему - достопримечательность столицы, не стоит забывать и про станции-призраки метро в Москве.
    --- Добавлено 12 янв 2017 ---

    При проектировании метро выбирали между лифтами и эскалаторами. С эскалаторами было сложнее... своих не было. Закупили «электрические лестницы» в Англии.
    Хорошо, что это были эскалаторы, а не лифты.
     
    Последнее редактирование: 12 янв 2017
    Ярославна нравится это.
  4. Belka

    Belka Почетный гражданин

    Сообщения:
    6.152
    Симпатии:
    2.607
    Пол:
    Женский

    Первая ветка метро в Москве


    «Русские долго запрягают, но быстро едут». Эта присказка вполне отражает строительство Московского метрополитена, включая все этапы его строительства и проектирования.

    Впервые о необходимости строительства метро заговорили ещё в 1902 г. Инженеры П. И. Балинский и Е.К. Кнорре в 1902 г. разработали проект метро, с иллюстрациями Н. Н. Каразина, и представили его на суд городской думы Москвы.

    Предлагалось выстроить 105 км линий метро, с наземными участками и эстакадами, чтобы не нарушать городскую застройку. Проект вызвал жаркие споры, но в итоге инженерам «в их домогательствах» отказали. Такая же судьба постигла проекты К. В. Трубникова и К. К. Руина в 1903 г., Г. Д. Хофмана в 1912 г., и Б. С. Сакулина в 1918 г.

    Только в 1922 году, разработку схемы московского метро поручили Службе коммунального хозяйства Москвы. Надо сказать, что и этот проект не был одобрен. Однако, наконец-то был создан специальный подотдел, который должен был учесть существующие дороги, трамвайные пути, городские коммуникации реки и сложный рельеф города, для прокладки тоннелей. За 5 лет (1925–1930 г.), советские инженеры разработали схему метро, состоявшую из одной кольцевой дороги и четырёх диаметров. Несмотря на то что к работе привлекли английских, немецких и французских инженеров, на подготовку рабочего проекта ушло ещё 2 года.

    Первая ветка метро в Москве была открыта в 1935 г., и состояла из 13 станций. Поезда курсировали от станции Сокольники до Парка Культуры, с «вилкой» от Охотного ряда до Смоленской.

    otkrytie-metro-v-moskve.jpg

    Следует учесть, что строительство метро было новым для многих строителей, и приходилось обучаться прямо во время работы. Партия требовала «утереть нос французам и англичанам», и на это не жалели ни денег, ни людей. К моменту завершения строительства первой ветки московского метро, в различных работах по строительству и обслуживанию было занято около 75 тыс. рабочих. Европейские газеты с насмешками относились к "потугам советов" и всё ожидали, что их попросят о помощи.

    Ведь советское правительство отказалось от помощи европейских компаний и материалов. Молодая страна решила справиться своими силами, и не особо афишировали отчёты об этапах строительства.

    Если учесть, что самая первая ветка метро в Москве была всего протяжённостью 11.5 км (всего 16.5 км тоннелей), затраченные 21 млн человек/дней покажутся перебором. Но, вспомним, что метро это не только тоннели. Первая ветка московского метро – это строительство и обустройство 13 подземных станций, 17 наземных вестибюлей, 15 эскалаторов и многое другое.

    Строительство тоннелей и укладку рельсов завершили к осени 1934 г., но внутренняя отделка станций заняла немало времени. Только полированного мрамора ушло 21635 кв. м., и это не считая глазурованной плитки и гранита. На некоторых станциях изначально пол асфальтировали, и только потом меняли покрытие на мраморную плитку. Торжественное открытие первой ветки метро состоялось 15 мая 1935 г.

    Речь Сталина на открытии первой ветки московского метро


    Первая линия московского метрополитена включала станции:
    1. Сокольники;
    2. Красносельская;
    3. Комсомольская;
    4. Красные ворота;
    5. Кировская (Чистые пруды);
    6. Дзержинская (Лубянка);
    7. Охотный ряд;
    8. Библиотека им. Ленина;
    9. Дворец советов (Кропоткинская);
    10. Парк культуры им. Горького;
    11. Улица Коминтерна (Александровский сад);
    12. Арбатская;
    13. Смоленская.

    Первая схема метро Москвы — 1935 год


    skhema-metro-1935.jpg
    Изначально москвичи воспринимали метро не как транспорт, а как развлечение или поход в музей.

    metro-moskvy-1935.jpg

    В вестибюлях метро установили буфеты, в которых можно было перекусить, а отделку станций можно было рассматривать часами.

    Самуил Кравец (архитектор станций метро) писал, что хочет разнообразить «физиономии» станций, сделать их максимально непохожими друг на друга. Чтобы только незаурядный чудак мог спутать станцию «Охотный ряд» со станцией «Библиотека им. Ленина». И нужно признать, что ему это великолепно удалось.
     
    Последнее редактирование модератором: 21 сен 2019
Загрузка...