Какими были советские велосипеды: фото и название

Тема в разделе "Мир истории", создана пользователем Belka, 26 фев 2019.

  1. Belka

    Thread starter

    Belka Почетный гражданин

    Сообщения:
    6.165
    Симпатии:
    2.630
    Пол:
    Женский
    Вы помните советские велосипеды? Напомню тем, кто забыл своё детство, фото и названия великов: «Салют», «Орленок», «Школьник», «Десна» и т. д. В СССР было всё, в том числе и велосипеды. Хотя…

    Велосипеды были не у всех. И дело даже не в цене, а в дефиците на эти двухколёсные транспортные средства. Нельзя было просто так пойти в Спорттовары и купить велосипед. На них нужно было записываться, и ждать своей очереди 2-3 месяца. Кто не хотел ждать, ехали в столичные магазины, где выбор был больше, и никакого дефицита и в помине не было.

    Велосипед был пределом мечтаний многих мальчишек и девчонок. Если у тебя был велик, ты был королём двора и с тобой все дружили. Катались по очереди, по кругу вокруг двора, и завистливо вздыхали, глядя как счастливый владелец велосипеда, закатывает его домой.

    Вспомнили? Давайте посмотрим, какие были велосипеды СССР, марки, фото, и их особенности.

    Велосипед «Бабочка» в СССР, фото


    К детям в СССР было особое отношения. Хотя, их не особо баловали ассортиментом игрушек, занятия спортом поощрялись. Детские велосипеды в СССР были сделаны именно для детей, и мечтой каждого малыша был настоящий двухколёсный велосипед.

    Бабочку чаще называли «дутиком», из-за больших колёс. Шины можно было накачивать по-разному, и от этого зависела плавность хода. Ведь пружин или других амортизаторов, конструкцией не было предусмотрено, и уберечь ребёнка от излишне жёсткого хода должны были надутые колёса.

    Велосипед «Дутик» СССР
    velosiped-babochka.jpg

    Бабочку выпускали в Тульской области, в городе Узловая, для детей от 4 до 7 лет. Сейчас, вспоминая свои «дутики» многие отмечают некоторые особенности этого велосипеда. Вы заметили тормоз на руле? Чаще всего он не работал. А когда со временем ломался механизм втулки и педали начинали прокручиваться, тормозить приходилось ногами, или об забор, за что часто влетало от мамы.

    Велосипед «Дружок» в СССР, фото


    Каждый ребёнок мечтал, что однажды папа придет с работы, и загадочно улыбаясь, поманит в подъезд, где его будет поджидать невероятный сюрприз – новенький велосипед «Дружок». Это был первый двухколёсный велосипед, на котором учились кататься детишки в СССР.

    velosiped-druzhok.JPG

    К нему можно было крепить сзади два колёсика для большей устойчивости, но самые отважные просили крепить колёсико только с одной стороны. А со временем, снимали и его. Дружок выпускали на Кировском велозаводе, и по этим же чертежам производили детские велосипеды «Зайка» и «Лёвушка» во Львове.

    Велосипед «Школьник» в СССР, фото


    Школьник – это самый массовый велосипед в СССР, и выпускал его Горьковский велосипедный завод, который прежде штамповал мины для фронта. Это было одно из подразделений ГАЗа, и велки получились соответствующие. Прочные, надёжные, практически не убиваемые. Сейчас феминистки бы возмутились, что горьковские инженеры делили велосипеды на женские и мужские модели. Школьники для мальчиков имели высокую раму.

    velosiped-shkolnik-dlja-malchikov.jpg

    Рама в девчачьем велосипеде была низкой. Ведь тогда ещё девочки носили платья и задирать ноги высоко, было не очень удобно.

    velosiped-shkolnik-dlja-devochek.jpg

    Позже стали выпускать универсальные Школьники, что называется, сейчас «унисекс». В них рама была низкой и складывалась пополам, для более компактного хранения велосипеда.

    Велосипед «Орленок» в СССР, фото


    В 50-е же годы выпуск велосипедов для школьников начал Минский велосипедный завод. Как и в случае со «Школьником», было два варианта велосипедов для девочек.

    Орлёнок – велосипед для мальчиков
    velosiped-orlenok-dlja-malchikov.jpg

    Ласточка – велосипед для девочек
    velosiped-orlenok-dlja-devochek.jpg

    Подразумевалось, что это уже не дети, и они могут самостоятельно обслуживать свой велосипед. В комплекте к Орлёнку полагался целый набор:
    • аптечка для латания камеры велосипеда;
    • сумка с инструментами и маслёнкой;
    • насос;
    • звонок на руле.
    oborudovanie-dlja-velosipeda.jpg

    В девчачьей версии устанавливали щиток-накладку на цепь, чтобы на неё не попадал подол платья. Мальчишкам приходилось закатывать штанину, а самые продвинутые, закалывали штанину бельевой прищепкой.

    Особым шиком считалось дополнительное оборудование. Это «динамо», которое крепилось к переднему колесу, и освещало дорогу вечером, а также счётчик проеханных километров.

    Велосипед «Десна» в СССР


    Механический обозный завод в Жуковке, наверное, мало кто о нем слышал, но зато многие помнят советские велосипеды Десна, которые начали выпускать в 1961 году. Эти подростковые велосипеды, с небольшими колёсами, тут же полюбили любители триала.

    Тогда этого слова ещё не знали, и просто прыгали по бордюрам и преодолевали различные препятствия. Конечно, от этого часто страдали камеры велосипедов, но мальчишки быстро нашли выход. Вместо камеры в покрышку, засовывали уплотнитель, который они воровали на стройках. Ну вы помните, такие длинные чёрные «колбасы», именно их, засовывали между плитами панельных домов.

    Самый шик – это был тюнинг велосипеда. На колёса устанавливались трещотки из картона, катафоты от мопедов, и брызговики из линолеума. Каждый владелец велосипеда считал своим долгом украсить хоть как-то свой велик.

    Велосипед Десна СССР, фото
    velosiped-desna.jpg


    Сейчас Жуковский завод по-прежнему занимается выпуском велосипедов, но украшать их уже не приходится. С конвейера STELS выходят уже безупречные модели.

    Велосипед «Кама» в СССР, фото


    Велосипеды Кама и Десна были практически братьями близнецами, и отличий было немного. Каму выпускали в Перми с начала 1970 годов, и конструкция складывания рамы оказалась действительно удачной. Велосипед можно было легко складывать, раскладывать и надёжно фиксировать, не опасаясь, что рама будет «гулять». Для юных трюкачей это было важно, Ведь от этого зависело, отправишься ли ты в больницу с очередным переломом или нет.

    velosiped-kama.jpg

    Вспомним велосипед «Салют» в СССР, фото


    В своё время понадобился переходный велосипед от подросткового к взрослому. Этим велосипедом стал Салют, который и сейчас можно увидеть в деревнях, да в гаражах любителей. По конструкции это всё та же Кама и Десна, но в Салюте были колёса чуть большего диаметра.

    Велосипед «Салют» СССР складной, фото
    velosiped-salyut.jpg

    Хотя, Салюты изготавливались из алюминиевого сплава, вес велосипеда составлял целых 15 кг. Не так уж легко было его тащить по лестнице, если не было лифта. Ручного тормоза на руле по-прежнему ещё не было, но с торможением прекрасно справлялись, при помощи обратной прокрутки педалей.
     
    Ярославна, Aleksandra, Мурат и ещё 1-му нравится это.
  2. Belka

    Thread starter

    Belka Почетный гражданин

    Сообщения:
    6.165
    Симпатии:
    2.630
    Пол:
    Женский

    Велосипед «Аист» в СССР, фото


    Велосипеды Аист, наверное, первые послевоенные велосипеды. Изготавливали их в Минске на заводе «Мотовело» уже с 1947 года. В первый же год продали около 6 тыс. велосипедов. Их разбирали, как горячие пирожки, и в 1950 году, Мотовело выпустили 100 тысячный «Аист».

    velosiped-aist-1.jpg

    Успех модели привёл к тому, что инженеры и конструкторы начали делать различные модификации велосипедов. Это касалось в основном конструкции рамы и различных принадлежностей к велосипеду. Не особо афишируется, что оборудование для изготовления великов было вывезено из Германии после победы, и все лишь радовались надёжности и невысокой цене.

    В 1977 году появилась модель для подростков со складной рамой. Эти велосипеды было удобно хранить на балконе, или в тесном коридоре коммунальной квартиры.

    velosiped-aist.jpg

    Сейчас бренд AIST выпускает дорожные, городские, горные и спортивные велосипеды, но практически это лишь сборка. Все комплектующие закупаются в Китае, что нередко сказывается на качестве.

    Велосипед «Кросс» в СССР


    Выпускать велосипеды «Кросс» начали уже в поздний советский период на Саранском Моторном заводе. Можно сказать, что это первые велосипеды класса BMX, недостижимая мечта многих мальчишек, но почему-то дальше Мордовской АССР их редко вывозили.

    Велосипед Кросс СССР, фото
    velosiped-kross.jpg

    Подобные велосипеды выпускают и сейчас, под названием «спортивно-игровой велосипед».

    Велосипед «Спортивный» в СССР


    В СССР всячески поддерживали спорт, и в 1971 году на Харьковском велозаводе начали выпуск велосипедов для велотуристов и спортсменов. Было множество модификаций шоссейных велосипедов, но все они имели общие черты. Крутой руль, который прозвали в народе «бараном», тормоза передние и задние, а также несколько передач. Этот велосипед был хорош, но всё же, его вес составлял 14.8 кг, что для настоящих гонок было слишком много.

    Специально к Олимпиаде 80 в СССР, был выпущен спортивный велосипед «Москва-80». Его вес составлял всего 8 кг, благодаря титану и алюминию, из которых были сделаны рамы.

    Велосипед «Тахион» был неизвестен широкому кругу любителей, так как его производили лишь для профессиональных спортсменов, и это была более усовершенствованная модель «Москва-80».

    velosiped-takhion.jpg

    Об этих велосипедах ходили легенды, и на них могли прокатиться лишь те, кто жил недалеко от спорт школы, и дружил со спортсменами.

    Велосипед «Тиса» в СССР, фото


    Львовский велосипедный завод выпускал как велосипеды, так и мотоциклы. Очевидно, это и сказалось на такой конструкции Тисы. Это была не убиваемая рама, и мотоциклетная передняя вилка, благодаря чему, велосипед выглядел внушительно. Купить Тису было сложно, и это был жуткий дефицит. Такой велик хотели приобрести не только подростки, но и не очень «крупные взрослые».

    velosiped-Tysa.jpg

    Поразительно, но велосипедов в СССР выпускали очень много. Практически на каждом машиностроительном заводе было отделение для выпуска велосипедов, но это не решало дефицита. Сосчитать, все марки советских велосипедов невозможно, но где же они были в то время? Я жила рядом с магазином спорттоваров, и заходила туда почти через день, но ни разу не видела в свободной продаже велосипедов.

    Велосипед «Уралец» в СССР, фото


    Велосипед Уралец увидел мир в 1971 году. Их делали на Атигском велозаводе, но угнаться за популярностью «Салюта», который выпускали там же, было сложно. Однако, были планы пятилетки и подростки регулярно получали велосипеды Уралец, и брали что есть. Велосипед считался подростковым, но слишком высокая рама не позволяла детям даже достать до педалей. А вы ездили когда-то под рамой? Это был обычный способ езды на таких высоких велосипедах, как Уралец.

    velosiped-urales.jpg

    А вы помните, какие велосипеды были в СССР? Эврика, Рябинка, Ветерок, Спартак, Вента… В детстве мы не замечали недостатков в наших «двухколесных друзьях». Мы знали, что наши папы и старшие братья всё мигом починят, и они реально чинили.

    Заварить раму, заменить подшипник, выровнять «восьмёрку» на колесе, всё это они умели. Сейчас большинство велосипедов имеют сложную конструкцию, и стоят, как иные автомобили. Их просто так не починить, покупают такие велобайки обеспеченные люди. И всё же, остались ещё те, кому дороги воспоминания. Они собирают велосипеды на гаражных распродажах, реставрируют, и время от времени радуют москвичей своими велопробегами. Там можно увидеть велосипеды разных эпох, разных стран, и просто зарядиться позитивом.

    istoricheskii-veloprobeg.jpg

    Ведь мы забыли, для чего изобретали велосипед? Это было изобретение для прогулок денди. На лошадях прогуливаться по городам было уже не комильфо, и настоящие джентльмены предпочитали «денди хорс». Это было развлечение, и только потом уже способ передвижения.

    Я немного отвлеклась с этой историей. У вас ведь были велосипеды в детстве, вы их помните? Как вы учились кататься?

    Помните, как нас сажали на велосипед и толкали, крича, чтобы мы крутили педали и смотрели вперёд. Меня так и учили кататься на Школьнике, но забыли сказать, как тормозить. Я затормозила в двух здоровых мужиков, которые тихо мирно несли лодочный мотор за ручки. Даже не знаю, кто больше тогда испугался?

    Было здорово, мы мечтали о велосипеде, и многие даже начинали хорошо учиться, если родители пообещают купить велик.

    Каким было ваше детство, и есть ли тут ваш любимый велосипед?
     
    Ярославна, Aleksandra и Tsar нравится это.
  3. Albatroz

    Albatroz Гражданин

    Сообщения:
    3.794
    Симпатии:
    1.711
    Пол:
    Мужской
    У меня в детстве был велосипед «Пермь».
    Это что-то вроде «Салюта», но экспортный вариант.
    Рама оранжевая, много навесных никелированных элементов.
    В стандартной комплектации – два зеркала на руле и фара с динамо-машиной, приводимой в действие от заднего колеса. И даже стоп-сигнал сзади.
    Но что был тяжелый – этого не отнять.
    Зато складной, на балконе легко помещался, мало места занимал.
     
  4. Tsar

    Tsar Администратор

    Сообщения:
    16.944
    Симпатии:
    5.267
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Москва
    А у меня был велосипед Школьник
    velosiped-sssr-shkolnik.jpg
    и Орленок.
    velosiped-sssr-orlenok.jpg
    Катался и на взоромлом конечно... Но овладеть не довелось. :D
     
    Aleksandra нравится это.
  5. Мурат

    Мурат Почетный гражданин

    Сообщения:
    11.083
    Симпатии:
    1.750
    Адрес:
    Ербеня-Лобня
    Орленок же вроде выпускался в Литве? Помню на нем было написано на непонятном мне языке это точно.
    А еще нет в списке "Туриста" и нет "Старт-шоссе". "Турист" был жутко ненадежным, а "Старт-шоссе" вообще не предназначался для обычного пользователя, но тем не менее. А где велосипед "Украина" один из самых популярных велосипедов в СССР?
     
  6. Tsar

    Tsar Администратор

    Сообщения:
    16.944
    Симпатии:
    5.267
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Москва
    У нас во дворе таких не было. :D
     
  7. Мурат

    Мурат Почетный гражданин

    Сообщения:
    11.083
    Симпатии:
    1.750
    Адрес:
    Ербеня-Лобня
    Понятное дело, потому что они были относительно дорогие. Их продавали обычно в крупные города. А еще их почему-то везли в города Средней Азии.
     
  8. Belka

    Thread starter

    Belka Почетный гражданин

    Сообщения:
    6.165
    Симпатии:
    2.630
    Пол:
    Женский
    Ну мы же детство вспоминаем? Для взрослых велосипедов ещё время не пришло.
    У брата был Салют, и купили его с рук за 40 рублей. Ох он и выпендривался. Мне вообще не давал на нём кататься, потому что я малявка. Но мне давали свои велики старшие ребята. На Украине пыталась под рамой ездить, но у меня видать растяжка не такая. А сверху ездить - не всегда ноги до педалей доставали. Раз ноги соскочили , и было очень неприятно грохнуться на раму. Наверное тогда я в первый раз в жизни порадовалась, что я не пацан. :D
     
  9. Мурат

    Мурат Почетный гражданин

    Сообщения:
    11.083
    Симпатии:
    1.750
    Адрес:
    Ербеня-Лобня
    Belka, Вы тему назвали, какими было советские велосипеды же? А были они полным барахлом за исключением совершенно неубиваемого "орленка", а еще "салюта". "Турист" с его облегченной рамой и таким же обвесом был одним сплошным недоразумением, "украина" не ехала, так как была тяжелой как танк, правда она же обладала и такой же надежностью. Иногда выезжая за город вижу там велосипеды, как раз моего года рождения и ничего, ездят, такие черные и ужасные.
     
    Последнее редактирование: 27 фев 2019
  10. Tsar

    Tsar Администратор

    Сообщения:
    16.944
    Симпатии:
    5.267
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Москва
    Мурат, ты наверное сравниваешь с великами, которые сейчас продаются. :D
     
Загрузка...