Суд линча: что такое линчевание?

Тема в разделе "Мир истории", создана пользователем Валерка, 3 апр 2024.

  1. Валерка

    Thread starter

    Валерка Я здесь живу

    Сообщения:
    658
    Симпатии:
    424
    Пол:
    Женский
    С XVII по XX век на территории Соединённых Штатов Америки была распространена одна из самых чудовищных практик в истории человечества — линчевание. За этот период от рук разъярённых толп, вершивших самосуд, погибли тысячи невинных людей. Одним из самых зверских случаев стало линчевание 17-летнего Джесси Вашингтона в 1916 году в Техасе.

    В этой статье мы рассмотрим – что такое линчевание, феномен «суда линча» во всех его проявлениях. Мы проследим историю возникновения этого термина, изучим причины и мотивы, которыми руководствовались линчеватели, а также затронем как исторические, так и современные случаи самосуда. Перед нами предстанет одна из самых мрачных сторон американской истории, которая, к сожалению, сохраняет свою актуальность и по сей день в виде виртуальных «линчеваний» в социальных сетях.

    Что такое «суд линча»: определение и история линчевания

    «Суд линча» – представляет собой внесудебную казнь, осуществляемую разъярённой толпой над человеком или группой лиц без надлежащего судебного разбирательства. Линчевать – это значит вершить самосуд, жестокую расправу над теми, кого по каким-либо причинам считают «плохими» или виновными в преступлении.

    linchevanie.jpg

    Происхождение самого термина «линчевание» и понятия «суд или казнь линча» уходит корнями в американскую историю колониальной эпохи. В 1780 году судья из Виргинии по имени Чарльз Линч вместе с коллегами провёл ряд неформальных судебных процессов над лоялистами – сторонниками британской короны во время Войны за независимость. Линч и его товарищи, не утруждая себя соблюдением всех необходимых процедур, выносили приговоры, включавшие порку, конфискацию имущества, принудительную присягу на верность и мобилизацию в армию.

    Через два года после этих событий Генеральная ассамблея Виргинии узаконила действия Линча и его коллег. Считается, что именно с тех пор в английский язык и вошли выражения «суд Линча» и «линчевание», получившие со временем широкую известность. К началу XIX века эти термины уже активно использовались в американском обществе.

    Первой областью, где суды Линча приобрели массовый характер, стал Дикий Запад – малонаселённые территории Северной Америки со слаборазвитым государственным управлением, находившиеся в процессе колонизации. Здесь отсутствие надёжного правопорядка создало благодатную почву для самосуда и внесудебных расправ. Однако исследователи отмечают, что зачастую линчеватели руководствовались не столько необходимостью вершить правосудие, сколько расовой или экономической ненавистью. Главными жертвами становились индейцы, мексиканцы и китайцы, реже – представители других национальностей.

    После присоединения к США Калифорнии в 1848 году, в разгар знаменитой «золотой лихорадки», линчевания мексиканских старателей приобрели поистине чудовищный масштаб. За 12 лет белые добытчики золота убили как минимум 163 мексиканца, недовольные их высокой производительностью в этом промысле. Жертвами становились и женщины, которые пытались себя защитить от насилия.

    illyustrasija-publichnogo-poveshenija-zhozefy-khuanity.jpg
    Иллюстрация публичного повешения Жозефы «Хуаниты» Лоазии в Даунивилле, Калифорния, в 1893 году. Она была признана виновной в убийстве мужчины, Фредерика Кэннона, который пытался на неё напасть.

    В 1850-х годах в Сан-Франциско дважды появлялся так называемый — «Комитет бдительности» – орган, выносивший приговоры независимо от властей и публично вешавший осуждённых на глазах у многочисленных зрителей.

    Однако самым мрачным оплотом линчеваний стал американский Юг после отмены рабства. Местное белое население было категорически против равноправия чернокожих, и для сохранения своего господствующего положения оно прибегло к крайним формам насилия. Именно на Юге зародилась легендарная расистская организация «Ку-Клукс-Клан», совершавшая массовые убийства афроамериканцев с целью запугивания.

    Пик линчеваний чернокожих пришёлся на период с 1890 по 1920-е годы. В это время жертвами разъярённых толп также становились евреи, католики и другие «неугодные» белые, в том числе сторонники гражданских прав афроамериканцев. Всего, по разным подсчётам, с 1882 по 1968 год на Юге США в результате линчеваний погибли около 3500 чёрных и более 1200 белых людей. Последний зафиксированный случай произошёл в 1981 году в Алабаме, когда члены Ку-Клукс-Клана убили 19-летнего чернокожего Майкла Дональда.

    Причины и мотивы линчевания

    За чудовищной практикой линчеваний зачастую стояли ксенофобские настроения и глубоко укоренённая расовая или этническая ненависть. Для значительной части американского общества на протяжении долгого времени было нормой считать представителей других рас или национальностей людьми «второго сорта», недостойными равных прав и уважения. Подобные предрассудки служили оправданием для жестоких расправ над афроамериканцами, индейцами, мексиканцами, китайцами и другими этническими группами.

    Однако зачастую линчеватели действовали под влиянием иррациональной жажды самосуда и мести, стремясь восстановить свою трактовку «справедливости» вне рамок закона. Особую ненависть вызывали подозреваемые в преступлениях сексуального характера, таких как изнасилование. Разъярённая толпа, движимая слепой яростью, была готова на любые зверства по отношению к реальным или мнимым виновникам подобных деяний.

    tolpa-lincha.jpg
    Суд Линча

    Важно отметить, что линчевание зачастую являлось спланированным актом группового насилия, а не стихийной вспышкой народного гнева. Зачинщики умело играли на предрассудках и страхах толпы, сознательно разжигая атмосферу истерии и нетерпимости. Под влиянием массовой паники люди утрачивали самообладание и здравый смысл, превращаясь в жестокую, неуправляемую стихию.

    В таком состоянии человеческие законы и моральные нормы отбрасывались прочь, уступая место первобытным инстинктам насилия и расправы над «чужаком». Толпа линчевателей преследовала лишь одну цель – утолить жажду мести любой ценой, часто без малейших доказательств вины своей жертвы. Несогласные подвергались угрозам и могли сами стать объектами расправы.

    Групповая динамика и психология масс создавали иллюзию вседозволенности и безнаказанности для линчевателей. Многие искренне верили, что совершают акт высшей справедливости, не осознавая всей чудовищности своих действий. Атмосфера всеобщего ликования и праздничного веселья на линчеваниях, присутствие детей и семей – всё это является наглядным свидетельством тех мрачных пропастей, в которые может низвергнуться человеческое сознание под воздействием ненависти и массового психоза.

    Известные случаи линчевания

    На протяжении истории практика линчевания приобретала самые разнообразные и порой поистине чудовищные формы, оставив после себя множество трагических эпизодов, среди которых:

    Линчевание Джесси Вашингтона

    Жестокое убийство Д.Вашингтона – одно из самых чудовищных преступлений в истории США, совершённое 15 мая 1916 года в городе Уэйко, штат Техас. Это событие поистине ужасает своей крайней бесчеловечностью, обнажая самые мрачные бездны человеческой природы.

    17-летний чернокожий подросток Джесси Вашингтон был обвинён в изнасиловании и убийстве 53-летней белой женщины Люси Фрайер в деревне Робинсон. Никаких прямых улик против Вашингтона не было, он лишь случайно оказался рядом с домом после трагедии. Тем не менее после ареста и допроса шериф добился от напуганного парня признательных показаний.

    Во время судебного процесса в переполненном зале царила атмосфера агрессивной ненависти. Когда Вашингтон, по сути, под давлением признал свою вину, его немедленно приговорили к смертной казни. Однако разъярённая толпа не захотела ждать исполнения приговора, совершив акт самосуда прямо у здания суда.

    sud-lincha-dzhessi-vashingtona.jpg
    Линчевание Д.Вашингтона

    Последовавшие затем события повергают в глубочайший шок своей жестокостью. Более 10 000 зрителей, включая стражей порядка, взирали на происходящее в атмосфере праздничного ликования. Дети были отпущены из школ, чтобы посмотреть на казнь. Вашингтона жестоко избили, подвесили на дереве над костром и начали опускать в пламя. Палачи делали паузы, чтобы отрезать ему пальцы на руках и ногах, а также совершить кастрацию. Мучения несчастного продолжались около двух часов – его сознательно не убивали, продлевая агонию.

    После казни обугленное тело Вашингтона волочили по улицам города, а его останки впоследствии были проданы в качестве сувениров. Профессиональный фотограф запечатлел эту сцену, оставив шокирующие свидетельства чудовищного преступления.

    linchevanie-dzhessi-vashingtona.jpg
    Расправа над Джесси Вашингтоном

    Линчевание Джесси Вашингтона являет собой одну из самых мрачных страниц в летописи расизма и ненависти в Америке. Оно демонстрирует, до каких немыслимых глубин жестокости и бесчеловечности может опуститься толпа, охваченная слепой яростью. Это преступление должно служить вечным напоминанием о той бездне, что может таиться в человеческой душе, если ей не противостоять разумом, моралью и верховенством закона.

    Линчевание жены офицера в Кошице (1968 год)

    В августе 1968 года мир содрогнулся от шокирующих кадров, запечатлевших одно из самых унизительных линчеваний в новейшей истории. 23 августа в Чехословацком городе Кошице взбесившаяся толпа сторонников «Пражской весны» совершила акт вопиющего самосуда над 48-летней гражданкой СССР Валентиной Белас.

    Валентина была женой словацкого офицера, поддержавшего ввод войск Варшавского договора для подавления реформаторского движения в Чехословакии. Ничего особенного она не совершила, просто срывала антисоветские плакаты, однако этот поступок стал для неё роковым.

    По свидетельствам очевидцев, когда Валентина начала говорить по-русски, ярость митингующих достигла апогея. Не став вдаваться в подробности произошедшего, они просто схватили несчастную женщину и силой раздели её прямо на улице на глазах у десятков зевак.

    valentina-belas-košica-1968.jpg
    Валентина Белас Кошице (1968 год)

    В таком унизительном виде, обнажённую и беззащитную, Валентину Белас под руководством экзальтированной толпы провели по центральным улицам Кошице. Люди свистели, кричали оскорбления, плевали в неё. Лицо измученной женщины излучало скорбь, смешанную со страхом и стыдом.

    Один из зачинщиков позорного шествия, Войтех Пастор, впоследствии попытался оправдаться расистскими предрассудками: «Она была русской, из-за этого с ней так сурово обошлись». Словно это может быть оправданием для акта вопиющей жестокости и унижения человеческого достоинства.

    valentina-belas-košica.jpg
    Валентина Белас Кошице

    Линчевание Валентины Белас стало одним из символов безрассудной ненависти и массового помрачения разума, охватившего часть общества в те трагические дни 1968 года.

    Линчевание Муаммара Каддафи (2011 год)

    Линчевание Муаммара Каддафи в 2011 году стало одним из самых шокирующих эпизодов в ходе Гражданской войны в Ливии. Обстоятельства его гибели повергли мир в ужас своей крайней бесчеловечностью.

    20 октября 2011 года отряды повстанцев, ведомые жаждой мести, захватили в плен самого Каддафи и его соратников в родном городе полковника Сирте. То, что последовало далее, превзошло самые мрачные ожидания. Взбудораженные экзальтированные толпы ливийцев набросились на поверженного лидера с озверелой яростью.

    ubiistvo-muammara-kaddafi.jpg
    Линчевание Муаммара Каддафи

    Каддафи жестоко избивали руками, ногами, прикладами автоматов, его тащили по земле за волосы. Толпа не просто хотела свергнуть «диктатора» – она жаждала унизить, оскорбить, вымостить на нём всю свою злость. Когда стало ясно, что пленённый Каддафи находится при смерти, начался самый настоящий акт линчевания в прямом эфире. Издевательства продолжались с 9 утра до 12 дня по местному времени, после чего свергнутого вождя в знак унижения протащили по улицам Сирта.

    В итоге после долгих пыток Каддафи был забит до смерти и подвергнут чудовищному надругательству. Распространённые позже кадры содеянного с вождём ливийской революции навсегда останутся в памяти человечества как одна из самых мрачных страниц современной истории. Безумная жестокость, диктуемая жаждой мести, высвободила самые тёмные, первобытные инстинкты людской натуры.

    Линчевание Алексея Макеева

    В мексиканском курортном городе Канкун разразился шокирующий инцидент, поставивший под угрозу жизнь российского блогера Алексея Макеева. Этот случай наглядно демонстрирует, как безрассудные действия одного человека могут спровоцировать вспышку слепой народной ярости и жажды самосуда.

    Макеев вёл на YouTube скандально известный видеоблог, где, по сути, издевался над местными жителями Канкуна. В своих роликах он без всякой причины оскорблял и унижал достоинство совершенно незнакомых ему людей в общественных местах. Апогеем его циничного «творчества» стала съёмка, где на фоне висела бумажка со свастикой – символом ненависти и расового превосходства.

    Подобным провокационным поведением Макеев сам роковым образом накалял и без того напряжённую атмосферу в городе. Его безответственные действия были пропитаны духом ксенофобии, которую он безбоязненно демонстрировал перед камерой, возможно, желая эпатировать публику. Однако эта бравада чуть не стоила ему жизни.

    В конце концов, терпение канкунцев лопнуло, когда эксцессы блогера зашли слишком далеко. Около 400 разъярённых местных жителей собрались у дома Макеева, вооружившись палками, камнями и мачете. Что последовало дальше, напоминало сцену настоящего линчевания из тёмных времён.

    linchevanie-alekseja-makeeva-kankun.jpg
    Окровавленный Макеев

    Макеев забаррикадировался в своём жилище, однако это не остановило взбешённую толпу. Ворвавшись внутрь, люди принялись жестоко избивать россиянина, не щадя его жизнь. Согласно сведениям местного издания Quequi, один из участников нападения на Макеева – 19-летний юноша по имени Карлос Эдуардо – получил от россиянина несколько ножевых ранений, когда первым ворвался в его дом. Из-за полученных травм Карлос Эдуардо позже скончался в больнице.

    Другой россиянин, проживающий в Канкуне, Александр Толмачев рассказал информагентству РИА «Новости», что, по его данным, Макеев открыл огонь из огнестрельного оружия во время нападения толпы. Два выстрела попали одному из нападавших мексиканцев в грудь, однако судьба этого человека на момент рассказа Толмачева оставалась неизвестной.

    Таким образом, в ходе линчевания, которому подвергся Алексей Макеев со стороны разъярённых канкунцев, произошла кровавая стычка. Блогер был вынужден применить холодное и огнестрельное оружие в целях самообороны от озверевшей толпы. В результате как минимум один нападавший погиб, а судьба ещё одного человека остаётся неясной.

    В итоге самого Макеева избили до потери сознания и в тяжёлом состоянии доставили в больницу. Линчевание Алексея Макеева – наглядный пример того, как безответственные, провокационные действия способны спровоцировать волну ненависти и массовой агрессии, ломая законность и порядок. История этого инцидента – тревожный звонок всему человечеству о необходимости проявлять взаимное уважение, толерантность и здравый смысл, дабы не допустить оживления самых мрачных традиций прошлого.

    Линчевание палестинцев в Рамалле (2000 год)

    12 октября 2000 года в палестинском городе Рамалла произошла ужасающая трагедия. Двое израильских нестроевых резервистов, Вадим Нуржиц и Йосеф Авраами, оказались в эпицентре разгоравшейся вспышки насилия в период Второй Интифады. Они были задержаны палестинской полицией и доставлены в местный участок.

    Вскоре толпа арабов, охваченная гневом и жаждой мести, ворвалась в здание полицейского участка. Безоружные и беспомощные, Нуржиц и Авраами подверглись жестокому самосуду. Разъярённая толпа забила их до смерти, проявив поистине звериную жестокость. Даже после того, как жизнь покинула их измученные тела, издевательства продолжились – палестинцы надругались над бездыханными телами.

    Эти ужасающие события разворачивались на глазах у нескольких иностранных журналистов и других очевидцев. Шокирующие кадры линчевания облетели весь мир, став символом бессмысленной жестокости палестино-израильского конфликта.

    Правовые аспекты и последствия линчевания

    Линчевание представляет собой грубейшее нарушение закона и прав человека. Это варварский акт самосуда, при котором толпа берёт на себя функции судьи, присяжных и палача. Линчевание полностью противоречит принципам права и общества, основанного на верховенстве закона.

    Во всех цивилизованных странах линчевание рассматривается как тяжкое преступление, за которое предусмотрена уголовная ответственность. Участники линчевания могут быть привлечены к ответственности за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, надругательство над телом, хулиганство и другие преступления в зависимости от конкретных обстоятельств.

    Помимо уголовной ответственности, линчевание наносит колоссальный вред обществу и правопорядку. Оно подрывает авторитет закона, разжигает межнациональную и межрелигиозную рознь, провоцирует новые витки насилия и мести. Линчевания создают атмосферу страха и хаоса, когда никто не может чувствовать себя в безопасности.

    Линчевание в современном мире

    В эпоху социальных сетей и интернета линчевания приобретают новые, порой виртуальные формы. Видеозаписи реальных линчеваний быстро становятся вирусными, вызывая волну осуждения, но также и призывов к мести со стороны «цифровой толпы».

    Интернет-пользователи могут организовывать целые кампании травли против отдельных личностей или групп людей. Такие «виртуальные линчевания» способны разрушить жизнь и репутацию человека. Поэтому важно соблюдать нормы этики и не поддаваться первым эмоциям даже в онлайн-пространстве.

    Для предотвращения линчеваний необходимо повышать уровень правовой культуры общества, пропагандировать ценности законности и терпимости. Важную роль играют также правоохранительные органы, которые должны оперативно реагировать на любые признаки зарождающегося самосуда.

    Ключевые выводы

    Линчевание – это одно из самых страшных преступлений против человечности, абсолютно неприемлемое в современном цивилизованном обществе. Оно представляет прямую угрозу верховенству закона, правам человека и социальной стабильности.

    Мы должны быть нетерпимы к любым проявлениям линчевания – как в реальной жизни, так и в интернет-пространстве. Только следуя принципам законности и взаимного уважения, мы сможем обеспечить мирное сосуществование людей разных национальностей и вероисповеданий. Каждый конфликт должен разрешаться цивилизованными, правовыми методами, а не путём кровавого самосуда.
     
    Последнее редактирование модератором: 3 апр 2024
    Ярославна нравится это.
  2. Tsar

    Tsar Администратор

    Сообщения:
    16.944
    Симпатии:
    5.267
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Москва
    Решил ознакомиться – чем линчевание отличается от самосуда?

    Линчевание и самосуд – это схожие, но все же отличающиеся понятия. Основные различия:

    1. Метод применения насилия



    Линчевание обычно подразумевает насильственную смерть человека, часто через повешение или расстрел толпой самосудов без надлежащего судебного разбирательства.

    Самосуд может включать другие виды незаконного насилия или наказания, не обязательно смертную казнь, например, избиение, изгнание из общины и т.п.

    2. Количество участников



    Линчевание обычно предполагает большую толпу, участвующих в акте насилия.

    Самосуд может быть совершён и небольшой группой лиц или даже одним человеком.

    3. Мотивация



    Линчевание чаще всего мотивировано расовыми, этническими или религиозными предрассудками и ненавистью к определённой группе.

    Самосуд может быть вызван различными причинами – от мести за преступление до попытки восстановить «справедливость» по своему пониманию.

    4. Исторический контекст



    Термин «линчевание» имеет более специфические расистские исторические корни, связанные с линчеванием афроамериканцев в США после Гражданской войны.

    Самосуд – более широкое понятие, которое существовало во многих обществах и культурах на протяжении истории.

    В итоге оба явления представляют собой акты насилия без надлежащего судебного процесса, линчевание имеет более чёткие расистские и коллективные коннотации, в отличие от самосуда, который может совершаться малыми группами или индивидуумами по различным мотивам. Но в целом для меня терминология примерно одинакова.
     
Загрузка...