Музей ПВО в Балашихе: адрес, как добраться, режим работы

Тема в разделе "Форум Балашиха (Балашихинский р-н)", создана пользователем Belka, 24 май 2019.

  1. Belka

    Thread starter

    Belka Почетный гражданин

    Сообщения:
    6.158
    Симпатии:
    2.616
    Пол:
    Женский
    Трудно переоценить роль армии в государстве, но простые обыватели слабо себе представляют, из чего эта армия состоит. Музей войск ПВО в Балашихе – единственный музей такого рода в Европе, в нём собраны уникальные экспонаты.

    ПВО не развивалась сама по себе. С начала прошлого столетия, когда люди поднялись в небо, военные искали способы быстро, и по возможности незаметно атаковать врага. Множество инженеров трудились над созданием самолётов, которые быстро и высоко летают. И параллельно с этим, создавалось оружие, которое может уничтожать такие самолёты. Чем активнее развивалось самолётостроение, тем больше внимания уделялось средствам обороны.

    Музей войск противовоздушной обороны делится на две части. Первая – это музей под открытым небом. На площадке располагается тяжёлая техника, танки, самолёты, и зенитные установки, которые не помещаются в залах, а макеты не всегда дают представление об этой технике.

    На двух этажах здания музея можно увидеть всю историю развития Российского ПВО. Датой рождения считается 8 декабря 1914 года. С этого момента, оборона рубежей страны легла на плечи войск противовоздушной обороны.

    muzei-voisk-protivovozdushnoi-oborony-v-balashikhe-adres-kak-dobratsja-2.jpg

    Музей войск противовоздушной обороны в Балашихе: адрес, как добраться


    Как добраться до музея ПВО в Балашихе? Это непросто. Ведь статус посёлка требовал некоторой отдалённости от города, чтобы посторонние зеваки не приближались к секретному объекту, а шпионов было видно издалека. Это означает, что автобусы туда не ходят, и добираться лучше личным транспортом.

    Музей ПВО Заря находится по адресу: Московская область, городской округ Балашиха, микрорайон Заря, улица Ленина, дом 6.

    По Носовихинскому шоссе нужно ехать до железнодорожной платформы «Чёрное», далее, свернуть налево на указателе «Горьковское шоссе». После железнодорожного переезда свернуть направо, и вдоль путей ехать до платформы «Заря». Дальше, смотрим по карте для пешей прогулки.

    muzei-voisk-protivovozdushnoi-oborony-v-balashikhe-adres-kak-dobratsja-1.jpg

    Если же автомобиля нет, а желание посетить музей сильное, следует отправляться на Курский вокзал. В Горьковском направлении регулярно ходят электрички, нужно ехать до платформы «Заря». Дальше уже пешком, и через 15 минут прогулочным шагом вы доберётесь до музея. По дороге можно посмотреть на памятники героям, которых в посёлке предостаточно.

    Стоит изучить маршрут по карте, и выстроить оптимальный, в зависимости от того, как вы будете туда добираться.

    Музей ПВО Заря Московская область, режим работы:


    Персонала в музее немного, и этим обусловливается несколько необычный режим работы.
    • Выходные дни в музее: понедельник, вторник.
    • Все остальные дни недели музей открыт с 10:00 до 17:00, с перерывом на обед с 13:00 до 14:00.
    • Последняя пятница месяца – санитарный день.
    Можно заказать экскурсию, групповую (до 25 человек), или индивидуальную. В любом случае лучше уточнять время работы музея по телефонам:
    • +7 (498) 665-13-73
    • +7 (498) 665-41-38
    Стоимость взрослого билета – 100 р.
    Льготный билет – 50 р. (категории льготников можно уточнить на сайте).
    Бесплатный вход – для некоторых категорий граждан, которые тоже следует уточнять на кассе, или на сайте музея ПВО.
    23 Февраля, День войск ПВО, 9 Мая – вход бесплатный для всех.

    Войска противовоздушной обороны: история создания


    В Википедии указано, что основателем музея является маршал П. Ф. Батицкий, и указана дата – 1978 год. Однако, история музея чуть старше, и начинается она со строительства закрытого военного городка «Заря».

    После подписания Варшавского договора СССР начал работу по обеспечению безопасности стран-союзников. Это означало – укрепление обороны и обеспечение безопасности не только границ СССР, но и всех стран-союзников. Штаб-квартира союзников располагалась в Москве, и главный штаб обороны ПВО решили выстроить под Москвой, на базе уже существующего военного городка Ж-1. С начала 60-х годов прошлого века, велось активное строительство жилого городка для военных и их семей. Город был закрытым, и чтобы в него зайти, нужно было пройти три КПП, и жёсткую проверку.

    Время стремительно шло, новые виды вооружения появлялись ежегодно. Разумеется, техника обновлялась, и встал вопрос о том, куда девать то, что списали? Тем более что и некоторая старая техника была вполне боеспособной, и даже местами секретной.

    В 1968 г. (за 10 лет до открытия музея) было собрание комиссии, которая постановила создать музей ПВО, и собрать в неё самые интересные экземпляры вооружения. Специально для этого были выделены деньги на строительство двухэтажного музея, и потихоньку начался сбор коллекции.

    Открывал музей Вы не можете видеть ссылку 4 апреля 1978 г., но приписывать заслуги только одному человеку, было бы неправильно.

    Первое время, экспозиция музея, да и сам доступ в город были ограничены лишь местными жителями. Город имел статус «закрытого» до 2006 года. В рамках реорганизации армии в 2006 году были объединены две структуры – ПВО и ВВС: войска воздушно-космической обороны. Это повлекло за собой массу перестановок, и формирование новых округов. С посёлка Заря сняли статус закрытого, и присоединили его в качестве микрорайона к Балашихе. С этих пор доступ к музею получили все желающие. Пока «желающих» немного, но только потому, что о существовании этого музея простые гражданские не знают.

    Музей ПВО Балашиха: официальный сайт


    Вы не можете видеть ссылку
    Любители истории оценят экспозицию, так как она в основном распределена по хронологии, по логике, и имеет по-военному чёткое описание. Начинать осмотр лучше с открытой площадки. Это можно сделать бесплатно, фотографировать на площадке не запрещено.

    Старейший экземпляр коллекции музея, это 76-мм (трёхдюймовая) горная пушка образца 1909 года. Для стрельбы по воздушным целям использовался специальный станок, чтобы регулировать угол обстрела.

    76-mm-gornaja-pushka-obrazsa-1909-goda-3.jpg

    Зенитный прожектор З-15-4Б 1938 года помогал обнаруживать цели в воздухе. Дальность луча составляет от 7 до 9 км. Таких прожекторов в идеальном состоянии, почти не сохранилось до наших дней.

    zenitnyi-prozhektor-z-15-4b-1938-4.jpg

    На площадке представлена техника разных годов и назначения: реальные, побывавшие в боях машины.

    После осмотра площадки можно перейти в здание музея. ПВО Великой Отечественной войны представлена на первом этаже в здании музея, на втором – более современное вооружение, уже наших дней.

    В период ВОВ требовалась большая точность и мобильность. Ради этого разрабатывались крупнокалиберные пулемёты и системы наведения огня.

    Крупнокалиберный зенитный пулемёт ДШК.

    krupnokalibernyi-zenitnyi-pulemet-dshk-5.jpg

    Скорострельный пулемёт позволял сбивать движущиеся цели (самолёты) на расстоянии до 1500 м. На земле этот пулемёт легко пробивал броню на расстоянии до 500 м. Пулемёт был не очень удобный в транспортировке, и слишком тяжёлый, поэтому его сменили более практичные установки.

    Зенитная установка 4М образца 1931 г. состояла из четырёх пулемётов «Максим». Эти установки хорошо показали себя во время войны, их широко применяли в противовоздушной обороне СССР, вплоть до конца военных действий.

    zenitnaja-ustanovka-4m-obrazsa-1931-g-6.jpg

    Условия войны требовали большей точности, полагаться только на оптику уже было нельзя. Радиоволны изучались уже давно, и война ускорила эти разработки. Враг не ждал хорошей погоды и дня, чтобы атаковать. С самого начала войны в ускоренном темпе разрабатывались радиолокационные станции в войсках ПВО, и первенцем можно считать станцию орудийной наводки СОН-2а, образца 1942 г.

    stansija-orudiinoi-navodki-son-2a-obrazsa-1942-9.jpg

    Уже через год появилась усовершенствованная радиолокационная станция Редут-43, в которой исправили проблемы с определением цели на высоте.

    radiolokasionnaja-stansija-redut-43-10.jpg

    Системы ПВО СССР могли поражать и наземные цели, с успехом отбивая танковые атаки противника. В музее есть фотографии и документы, описывающие подвиги советских воинов в годы Великой Отечественной войны.

    muzei-pvo-v-balashikhe-8.jpg

    Зал оформлен в соответствующей стилистике.

    muzei-pvo-v-balashikhe-7.jpg

    В экспозиции есть много фото войск ПВО, наград и макетов. Военная форма, награды, трофеи, карты сражений, боевые знамёна, всё это представлено в музее ПВО в Балашихе, посетители могут увидеть тот путь, который прошли войска ПВО от начала своего создания, до наших дней.
     

    Albatroz, Ярославна и Анахорет нравится это.
  2. Belka

    Thread starter

    Belka Почетный гражданин

    Сообщения:
    6.158
    Симпатии:
    2.616
    Пол:
    Женский
    Второй этаж – это уже послевоенная история, когда началась активная гонка вооружений, и все силы были брошены на разработку новых видов вооружений. Некоторые зенитные комплексы противовоздушной обороны слишком громоздкие, и представлены в виде макетов или на фотографиях.

    На входе посетителей встречает макет зенитно-ракетного комплекса С200.
    raketa-zenitno-raketnogo-kompleksa-s200-11.jpg

    Саму пусковую установку 5П72 с ракетой комплекса С-200 «Ангара» 1967 г., можно увидеть на открытой площадке музея.
    ustanovka-5p72-s-raketoi-s-200-angara-1967-goda-11(1).jpg

    Это мощная установка с дальним радиусом действия, стояла на страже СССР вплоть до 1980 года. Дальность полёта ракеты составляла до 300 км, с боевым зарядом «ТГ-20/80» (тротил/гексоген) массой 220 кг. Были такие же ракеты, но с ядерным боезарядом. Сама ракета оснащена полуавтоматической системой наведения, несомненно, это давало преимущество в условиях радиоэлектронной борьбы. Ракету сложно сбить с цели простыми радиопомехами. На экспорт установки начали продавать лишь в 1980 г., когда на вооружение стали новые комплексы ЗРС С-300П.

    Ещё раз можете осмотреть ракету. Почти такой же ракетой С-200В в 2001 году, над Чёрным морем был сбит гражданский самолёт Ту-154, летевший из Тель-Авива в Новосибирск.

    Многие макеты системы ПВО СССР дают лишь приблизительное представление о структуре комплекса. Очевидно, комплексы и сами макеты разрабатывали в период повышенной секретности, и описания к макетам не стоит принимать на веру.

    makety-v-muzee-pvo-v-balashikhe-12.jpg

    И это вполне разумные меры предосторожности, так как шпионаж в военной сфере – это угроза безопасности страны. В витринах можно увидеть элементы зондов-шпионов, самолётов-разведчиков, иностранных зондов, которые были сбиты войсками ПВО СССР.

    voennyi-shpionazh-vo-vremena-sssr-13.jpg

    Фотографировать в залах музея можно, но за дополнительную плату. Кроме того, следует учесть, что стёкла витрин сильно бликуют, и даже использование специальных объективов не гарантирует хороших фотографий.

    Войска ПВО СССР в 80-е годы далеко шагнули со времён ручного наведения ракет. Его сменила автоматика, и некоторые элементы этих систем представлены в музее.

    Во время войны многих потерь можно было избежать, имея связь между войсками ПВО, командными пунктами и непосредственно боевыми дивизиями. Автоматизированные системы управления были разработаны лишь в начале 50-х годов.

    Аппаратура автоматизированной системы управления радиолокационного поста ВП-02у (часть комплексной автоматизированной системы «Воздух-1»)
    vp-02u-vozdukh-1-14.jpg

    Такая громоздкая система давала возможность обнаружить противника, определить его координаты, высоту, скорость полёта, и тут же оповестить об этом командный пункт, всё происходило на автомате. В полуавтоматическом режиме можно было отследить не только цели, но и свои самолёты. В те времена это был настоящий прорыв, и вскоре, на основе этой системы, начали создавать другие более мощные, мобильные, точные и многозадачные комплексы.

    Ракетный комплекс С-300ПТ был принят на вооружение в 1978 году. Состоял он из пусковых установок с ракетами, радиолокатора и командного пункта управления.

    Командный пункт комплекса также представлен в музее.
    raketnyi-kompleks-s-300pt-15.jpg

    В некоторых случаях, когда зенитные установки СССР не справлялись либо их использование было нецелесообразно, в бой вступали истребители. Во все времена хорошие лётчики-истребители ценились выше техники и в экстренном случае, они должны были покинуть подбитый самолёт, чтобы спасти свою жизнь. Самолёт можно сделать новый, а обучить пилота-истребителя – не так просто.

    Один из опасных моментов катапультирования – это перегрузки и приземление. Ведь лётчик должен был остаться жив здоров и по возможности незамедлительно покинуть опасную зону. Над креслами катапультами работали давно, и образец кресла К-36ДМ, вы можете увидеть в музее.

    kreslo-katapulta-16.jpg

    Эта модель признана самой надёжной, её до сих пор устанавливают в МиГ-29, и истребители семейства СУ. Кресло универсально, его можно устанавливать в самолёты любых моделей. При активации кресла оно принудительно фиксирует пилота, даже если он без сознания, и травматизм при выстреливании кресла и во время посадки исключён.

    Многие не представляют себе, что такое современное вооружение, и что такое «ракета»? Это такая болванка с тротилом, которая уничтожает противника. Да, так и было когда-то давно. Теперь ракеты стали «умные». Ракета класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27, имеет систему наведения: инерциальную с радиокоррекцией, тепловую/полуактивную, радиолокационную ГСН/пассивную РГСН. Блок управления ракеты Р-27 образца 1986 г. можно увидеть в музее.

    raketa-r-27-16.jpg

    Экспозиция музея на сегодняшний день насчитывает около 16 тыс. экспонатов, коллекция время от времени пополняется. Совсем недавно в музей доставили часть истребителя Миг-21, но он ещё в доработке, как и несколько ракет, которые дожидаются своего часа на улице.

    ekspozisija-muzeja-pvo-v-balashikhe.jpg

    В посёлке, который раньше принадлежал исключительно военным, есть много памятников, дух непобедимой мощи Советской Армии здесь чувствуется повсюду. Если вы не попали в сам музей, можно просто побродить по городку, в который прежде был доступ только для военных.

    Если кто-то из форумчан посетит музей, надеюсь, вы поделитесь новыми фотографиями и своими впечатлениями.
     
    Albatroz и Ярославна нравится это.
  3. Tsar

    Tsar Администратор

    Сообщения:
    15.101
    Симпатии:
    4.799
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Москва
    Что и сейчас секретный объект?:D
    Ну не во все времена. Не думаю, что Сталин пилотов жалел, он генералов десятками в расход пускал.
     
  4. Belka

    Thread starter

    Belka Почетный гражданин

    Сообщения:
    6.158
    Симпатии:
    2.616
    Пол:
    Женский
    Сейчас уже нет, но афиши то в центре Москвы никто об этом не расклеивал. О музее знают в основном курсанты военных училищ, и те, кто интересуется историей ПВО.
    Про Сталина у нас другие темы есть. :D
    Насколько я знаю, все лётчики обожают свои самолёты, и стараются всё же посадить его, чтобы можно было починить машину. Но бывают и безвыходные ситуации?
     
  5. Анахорет

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.885
    Симпатии:
    890
    Пол:
    Мужской
    Нет, физически я конечно же понимаю, что ракеты сейчас единственный эффективный инструмент противоборства с воздушными целями. Но так красиво смотрятся 4 спаренные пулемёта Максим! Это же какая мощь была! Плотность огня какая шикарная! Это получается, что один ствол 600 выстрелов в минуту, значит 10 в секунду. Скорость пули на вылете приблизительно 700 м\сек. Т.е., между пулями получается расстояние по 70 метров.
    4 пулемёта, должны работать не в такт, а в определённой последовательности, чтобы плотность огня достигала 70/4 = 17,5 метров.
    Вот времена были...
     
  6. Tsar

    Tsar Администратор

    Сообщения:
    15.101
    Симпатии:
    4.799
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Москва
    Согласен, эффектно смотрится.
    ДШК тоже ничего.
     
    Ярославна нравится это.
  7. Анахорет

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.885
    Симпатии:
    890
    Пол:
    Мужской
    А вот вообще интересно, как эта станций будет наводить? Ведь это не для ракет дать целеуказание, а зенитчикам, в какую сторону стрелять. А пули... они ведь летят на высоту максимальную, а не просто самолёт догоняют.
    Но полагаю, что польза от СОН-2 была, ведь её же быстренько модернизировали.
    Были ли они на фронте? Ну ближе к линии фронта, не в городах.
     
    Ярославна нравится это.
  8. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    19.898
    Симпатии:
    6.952
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Вы, мужчины, конечно, всё знаете - приятно слышать. В такой музей как раз надо со специалистом идти. В лучшем случае - с экскурсией для взрослых.
     
    Belka нравится это.
  9. Анахорет

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.885
    Симпатии:
    890
    Пол:
    Мужской
    Специалистов в таких музеях и так достаточно, и я полагаю очень хорошо подкованных в данном вопросе. По экспозиции они могут отличную экскурсию устроить.
    Но было бы на самом деле приятно, если бы с этой машиной разобрались.
     
  10. Belka

    Thread starter

    Belka Почетный гражданин

    Сообщения:
    6.158
    Симпатии:
    2.616
    Пол:
    Женский
    Вообще, вот эти самые станции в начале войны поставляли в СССР из Англии, это была их разработка. Назывались они Gun Laying Mark II. Но англичане их поставляли очень мало, и с 1942 года, их копии стали делать в СССР, под названием СОН-2. Всего до конца войны в СССР выпустили 124 таких станции.
    Дальность обнаружения вражеских самолётов в станциях была невелика, всего 40 км, а это значит, что эти машины было разумней ставить у линии фронта, а не в тылу.
     
    Ярославна и Анахорет нравится это.
Загрузка...