Московский модерн в архитектуре: особенности стиля

Тема в разделе "Градостроительство в русской столице", создана пользователем Валерка, 1 апр 2020.

  1. Валерка

    Thread starter

    Валерка Постоялец

    Сообщения:
    430
    Симпатии:
    256
    Пол:
    Женский
    На рубеже XIX и XX веков возник новый архитектурный стиль модерн. Он получил широкое распространение по всему миру, хотя и просуществовал всего 25 лет. Начавшаяся Первая Мировая война и последовавшие за ней изменения в обществе заставили художников, скульпторов и архитекторов изменить свой подход к искусству. Но даже за четверть века модерн изменил мир.

    В России этот стиль разделился на два течения. В столице Российской империи Петербурге, он был более классическим. Его отличительными чертами стала строгая симметрия и мрачные оттенки облицовки, делающие здания похожими на неприступные средневековые замки.

    Совершенно другим был московский модерн в архитектуре. Он получил название новорусского стиля, так как удачно совмещал в себе элементы древнерусского зодчества, отсылки к славянским преданиям и самые необычные композиции. Московский модерн отличался своей асимметричностью и самобытностью.

    В отличие от огромных дворцов и домов Петербурга модерн в архитектуре Москвы применялся преимущественно при строительстве сравнительно небольших частных построек. Современники по-разному отнеслись к этому стилю. Кто-то считал его уродливым и неприятным, а кто-то восхищался необычными формами, фасадами, декоративными элементами.

    Однако главная разница между зданиями в стиле модерн и более старыми постройками Москвы была в планировке. До середины XIX архитекторы сначала разрабатывали общий план здания, его экстерьер, а только потом занимались внутренней планировкой. С появлением модерна из зданий пропали лишние коридоры и тесные комнаты. Теперь архитекторы сначала работали над поэтажными планами построек и только потом объединяли их в единое целое. Именно поэтому дома в стиле модерн приобрели свои необычные формы.

    Сейчас этот стиль снова начал активно использоваться. На смену безликим коробкам панельных домов приходят роскошные элитные жилые комплексы с лепниной и барельефами. Эти здания поражают своей индивидуальностью и изяществом. Но они всё равно не могут впечатлить больше памятников архитектуры прошлого.

    Архитекторы московского модерна


    Первооткрывателем нового архитектурного стиля в Москве стал Лев Николаевич Кекушев. Будучи молодым выпускником Петербургского Института гражданских инженеров, он сменил место жительства с целью реализации творческого потенциала.

    lev-nikolaevich-kekushev.jpg
    Лев Николаевич Кекушев

    Строгий облик Петербурга не давал развернуться простору мысли художника. А вот Москва со всем многообразием стилей была отличным местом для самореализации и карьерного роста.

    Отработав несколько лет на должности помощника московского архитектора С.С. Эйбушица, Лев Николаевич приобрёл бесценный опыт работы с разными материалами. Полученные знания он с успехом воплотил в своём первом проекте – собственном особняке, построенном в 1899 году в Глазовском переулке. Дом получился просто великолепным. Поэтому спустя год его выкупил предприниматель О.А. Лист, а сам Кекушев получил заслуженное признание и славу великолепного архитектора.

    osobnjak-kekusheva-v-glazovskom-pereulke.jpg

    Позже архитектор участвовал в разработке проекта и последующей постройке гостиницы «Метрополь», строил доходные дома и величественные особняки.

    gostinisa-metropol.jpg

    Его визитной карточкой стало следование принципам классического модерна и различные элементы декора с изображением львов в экстерьере построенных им зданий.

    Архитектор Кекушев прославился своей плодовитостью. В период 1900-1903 годов он успел поучаствовать в разработке и реализации десятка масштабных проектов. Благодаря ему Москву украсили Иверские торговые ряды, величественный железнодорожный вокзал в «Царицыно», особняки В.Д. Носова и И.А. Миндовского. Всего за весь период работы с 1887 года по 1912 год Лев Николаевич разработал более ста архитектурных проектов, большинство из которых было выполнено в стиле модерн.

    iverskie-torgovye-rjady.jpg
    Иверские торговые ряды

    osobnjak-mindovskogo.jpg
    Особняк И.А. Миндовского

    В отличие от Кекушева архитектор Фёдор Осипович Шехтель не стремился к воплощению европейского модерна в своих проектах. Наоборот, он изящно дополнял экстерьеры и интерьеры зданий элементами декора с национальными мотивами.

    fedor-osipovich-shekhtel.jpg
    Фёдор Осипович Шехтель

    От других архитекторов Фёдор Осипович отличался тем, что не имел диплома. Он не закончил образование, так как был вынужден начать работать и содержать больную мать. Однако это мало отобразилось на качестве его работы. Важные знания и практические навыки он получил, работая помощником архитектора А.С. Каминского. По его рекомендации Шехтелю доверяли всё более масштабные проекты, которые он успешно реализовал.

    Наиболее выдающимися работами Фёдора Осиповича стали: Ярославский вокзал, торговый дом «Мюр и Мерилиз» (сейчас ЦУМ), особняки С.П. Рябушинского, А.И. Дерожинской и П.П. Смирнова. Шехтель построил множество доходных и торговых домов, церквей, гостиниц. На данный момент большинство сохранившихся построек архитектора занесено в списки объектов культурного значения и находятся под охраной государства.

    Среди других известных московских архитекторов, использовавших в своём творчестве стиль модерн, были Роман Иванович Клейн, Иван Павлович Машков, Иван Александрович Фомин. Благодаря этим выдающимся специалистам в области архитектуры, Москва существенно преобразилась и стала такой, какой мы знаем её сейчас. Московский модерн в архитектуре отличается удивительным сочетанием простоты и элегантности. В каждом здании есть изумительные элементы декора, которые каждый раз позволяют увидеть нечто новое. Именно поэтому этот стиль до сих пор пользуется большим успехом.

    Здания в стиле московского модерна в Москве


    Моду на здания в стиле модерн ввёл известный меценат Савва Иванович Мамонтов. Этот успешный предприниматель и наследник огромного состояния всю свою жизнь покровительствовал творческим людям.

    savva-ivanovich-mamontov.jpg
    Меценат Савва Иванович Мамонтов

    Именно по его инициативе были построены здания, представляющие собой образец московского модерна: гостиница «Метрополь» и Ярославский вокзал.

    В строительстве гостиницы «Метрополь» участвовало 12 архитекторов под руководством Льва Кекушева. Фасады здания и его интерьеры украсили работы художников Михаила Врубеля, Сергея Чехонина, Александра Головина и Игнатия Нивинского. Великолепные барельефы и фриз «Четыре времени года» создал скульптор Николай Андреев.

    С разных ракурсов здание гостиницы производит удивительные впечатления. Особенно красиво «Метрополь» выглядит в вечернее время. Ночная иллюминация подчёркивает изящество и красоту постройки.

    metropol.jpg

    Не менее яркое впечатление производит Ярославский вокзал. Поражают не только необычные очертания здания, но и его внутреннее убранство. Даже спустя сто лет после постройки он выглядит современным и величественным.

    jaroslavskii-vokzal.jpg
    jaroslavskii-vokzal-1.jpg
    jaroslavskii-vokzal-2.jpg

    Ну а туристов чаще всего привлекают бывшие купеческие дома в стиле модерн в Москве. Особняк С.П. Рябушинского, в котором сейчас находится музей имени М. Горького, ежегодно посещают тысячи поклонников архитектуры.

    osobnjak-rjabushinskogo.jpg
    osobnjak-rjabushinskogo-1.jpg
    osobnjak-rjabushinskogo-2.jpg

    Конечно, чтобы оценить модерн в архитектуре Москвы, фото недостаточно. Ведь изюминкой этого стиля стали именно мелкие детали, изящно украшающие величественные здания. Но даже на фотографиях видно, насколько элегантным и необычным был этот архитектурный стиль.
     

    Ярославна нравится это.
Загрузка...