Ходынское поле - городской район в начале Ленинградского проспекта. Хронологию событий конца мая 1896 года (а в 2016-ом тем событиям было 120 лет) изложим словами историка Арсения Замостьянова:
...коронация молодого императора Николая Александровича. По новому стилю – 26 мая 1896-го. Этого дня ждали. Надеялись, что он запомнится как торжество, как день всенародного ликования. Коронация, венчание на царство воспринималось как важнейшее событие в истории страны, как главный праздник. Такова традиция русского самодержавия, в основе которого – единство династии и народа. К этому дню слагались стихи и гимны, и тысячи людей со всей России стремились в Москву. Ведь русские государи от века венчались на царство не где-нибудь, а в кремлевском Успенском соборе. В шапке Мономаха, в традициях Грозного… В праздничные дни забывалось всё дурное, новый царь угощал подданных вином и мясом, хлебами и медами.
Так, новый император после коронации списал с народа недоимку на общую сумму в 100 миллионов руб. и сотни тысяч рублей из личных сбережений пожертвовал на благотворительные нужды. Торжества продолжались несколько дней, их программа была заранее расписана. Всё было обставлено пышнее, чем в прежние годы: иллюминация, праздничные павильоны. Через четыре дня после коронации на Ходынском поле, во время народных гуляний, должны были раздавать царские гостинцы, которые состояли из пакета с колбасой, сайкой, большого пряника, леденцов и орехов. К этому подарку прилагалась и памятная «коронационная кружка» с гербом и инициалами.
В 1883 году, при коронации императора Александра III раздача подарков на Ходынке прошла гладко. Но на этот раз ценный подарок стал камнем преткновения. Шли слухи, что буфетчики присваивают дармовую снедь. А народ собирался на Ходынском поле заранее… Без преувеличений, многотысячные толпы.
Выдающийся журналист А. С. Суворин..запишет в дневнике: «С вечера было много народа. Кто сидел около костра, кто спал на земле, кто угощался водкой, а иные пели и плясали». «Артельщики баловали, стали выдавать своим знакомым и по несколько узелков. Когда же народ это увидел, то начал протестовать и лезть в окна палаток и угрожать артельщикам. Те испугались и начали выдавать (подарки)». Подарки оказались опасным соблазном, из-за них разгорелись страсти, из-за них пролилась кровь.
Историк Сергей Ольденбург по горячим следам трактовал ситуацию так: «Толпа вскочила вдруг как один человек и бросилась вперед с такой стремительностью, как если бы за нею гнался огонь.. Задние ряды напирали на передние: кто падал, того топтали, потеряв способность ощущать, что ходят по живым еще телам, как по камням или бревнам. Катастрофа продолжалась всего 10-15 минут. Когда опомнились, было уже поздно ... Огромные потери! Наши полководцы нередко в генеральных сражениях теряли гораздо меньше ... Виноватыми сочли полицейских – и справедливо. Когда стечение обстоятельств совпадает с преступной халатностью служителей порядка – беды не миновать.
Всё случилось неимоверно быстро. Потом толпу удалось утихомирить, многие пришли в ужас… И долго вывозили с Ходынки раненых и убитых… Власть пребывала в растерянности пополам с неведением. На Ходынке звучали песни, в том числе – развеселые. И это, когда еще не успели смыть кровь с земли и направить раненых по госпиталям. Уместнее был бы молебен, но всё продолжалось по заранее определенному плану. Этот праздник назовут танцами на трупах. Народ должен был приветствовать императора… http://www.pravmir.ru/hodyinskaya-tragediya-kak-eto-byilo/
Царь, московские власти не сразу узнали масштаб произошедшего. Торжества продолжались по плану. Потом уже царская семья раздавала семьям погибших деньги, власти хоронили погибших, пристраивали сирот... Расследование показало, что власти - полицейские, в том числе, - не были готовы к проведению столь масштабных торжеств, 1000 стражей порядка никак не могла повлиять на толпу в полмиллиона. Никто этого не предвидел - в Москве тогда миллион проживал - как не учли, что само Ходынское поле усыпано ямами, а сбоку был овраг. Московского обер-полицмейстера сняли с должности и лишили пенсии.
Оппозиция тут же взяла использовала трагедию в обвинениях царской семьи в черствости и равнодушии к народу, а поэт-бунтарь Константин Бальмонт тут же заклеймил и напророчил:
НАШ ЦАРЬ
Наш царь — Мудкен, наш царь — Цусима,
Наш царь — кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму — темно.
Наш царь — убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь-висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел.
Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, — час расплаты ждет.
Кто начал царствовать — Ходынкой,
Тот кончит — встав на эшафот.
Так вот царя сделали виновником Ходынской трагедии. Что же, пророчество сбылось. Кому стало хорошо? Не Бальмонту - бежал от большевиков в эмиграцию...
Трагедия на Ходынском поле
Запись в дневнике разместил пользователь Ярославна, 12 сен 2016.