Скульптура Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница»

Тема в разделе "Выставки и музеи", создана пользователем Ярославна, 15 ноя 2019.

  1. Ярославна

    Thread starter

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    22.310
    Симпатии:
    7.394
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Достопримечательностью советской Москвы была и остается таковой и в Москве нынешней скульптурная группа Веры Игнатьевны Мухиной «Рабочий и колхозница». Считается эталоном социалистического реализма и идеалом советской эпохи.

    upload_2019-11-15_11-56-48.png
    upload_2019-11-15_12-1-35.png

    Монумент был подготовлен к Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Он должен был украсить павильон СССР. Этому предшествовал творческий архитектурный конкурс, на который были выставлены концепции известнейших, передовых советских архитекторов и скульпторов: Мельникова, Щусева, Гинзбурга, Иофана... Победила концепция Бориса Иофана (он также считается автором монумента — это его идея). А вот уже на втором конкурсе выбрали скульптора, который воплотил эту идею пластически..

    Прибывший на просмотр конкурсных работ Молотов задал Мухиной вопрос:

    — Зачем этот шарф? Это же не танцовщица, не конькобежец!
    Хотя обстановка на просмотре была очень напряжённая, Мухина спокойно ответила:
    — Это нужно для равновесия.
    Она, конечно, имела в виду пластическое, образное равновесие и столь необходимую ей горизонталь. Но председатель, не сильно искушённый в искусстве, понял её «равновесие» в чисто физическом смысле и сказал:
    — Ну, если это технически нужно, тогда другой вопрос… (воспоминания К.И. Рождественского)


    Выставка в Париже для СССР была юбилейная — 20 лет стране коммунизма, и хотелось показать нечно интересное и эффектное. Замысел Иофана опирался на скульптуры античных героев, юноша и девушка сначала предполагались обнаженными. Но комиссия повелела "одеть" натурщицу для колхозницы приметили на прогулке в парке - Анна Богоявленская, 18 лет — телефонистка в НКВД. Женщина-колхозница олицетворяет и плодородие, и, одновременно — она в городской одежде. Она символ коллективизации и феминизма того времени, рабочий — это власть, власть народа. Фигуру рабочему "дал" танцор балета Игорь Басенко, а лицо - строитель Сергей Каснер.

    upload_2019-11-15_12-30-34.png

    Оба человека запечатлены в движении, развевается одежда, приоткрытые рты (поют, зовут?) - динамика невероятная! В руках — серп и молот, символы мирного труда. Материал - нержавеющая сталь, вес был около 63 тонн.

    upload_2019-11-15_12-4-19.png

    Скульптуру разделили на фрагменты и везли в Париж в 28 вагонах. Смонтировали рекордно за 11 суток. Удалось предотвратить диверсии за это время... Германия спешно увеличила высоту своего павильона - чтобы быть выше советского. После чего зрители отметили его непропорциональность.

    upload_2019-11-15_12-40-1.png

    Монумент получил прекрасные отзывы гостей выставки и французов. Виднейшие деятели культуры отзывались о нем как о символе освобожденного труда, как о броске в будущее... Конечно, если бы к идее не был приложен талант именно скульптора - такого успеха могло и не случиться. Хотя Вера Игнатьевна и не была полностью довольна своим творением — сжатые сроки не дали ей довести всё до задуманного.
     
    Последнее редактирование модератором: 15 ноя 2019
    Aleksandra нравится это.
  2. Ярославна

    Thread starter

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    22.310
    Симпатии:
    7.394
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Сейчас отреставрированный в 2009 году монумент стоит на близком подобии того, парижского, советского павильона. Чистая, обработанная новейшей химией, внутри - сложный высокотехнологичный каркас. А внутри постамента — лекторий, кинолекторий. Правда, Северный вход на ВДНХ уже не главный, как раньше, и несет ли прежний свой идеологический смысл скульптура, созданная пионерами социализма? Кто они такие сейчас — эти люди с серпом и молотом?

    upload_2019-11-15_16-38-27.png
    upload_2019-11-15_18-12-24.png

    Мой знакомый скульптор сказал как то совсем по другому поводу, что самое простое в творчестве скульптора - это, собственно, слепить. :) А дальше начинаются мучения - как и где отлить, обжечь, найти деньги, не повредить, добиться установки... Вере Мухиной и "слепить" то далось не просто - слишком многое пришлось соблюсти и не потерять при этом легкость и ту самую "горизонтальную линию", которая и дает ощущение полета. Но фигуры надо было отлить в металле, в короткое время, делалось это на двух заводах. Более чем 20-метровые стальные фигуры - это сложное инженерное сооружение, имеющее тяжелый вес и "парусность" - надо было учесть ветровую нагрузку. Директор одного из заводов даже написал донос на Мухину - мол, придирается, заставляет исправлять — сроки срывает. И шарф этот непонятно как будет держаться, и вообще... если посмотреть вот так то вот туда-то, можно увидеть в скульптуре профиль Троцкого... на донос реакции не последовало. А к шарфу многие цеплялись.

    upload_2019-11-15_17-42-51.png

    Памятник Франция хотела купить, но решено было вернуть его на родину. Демонтаж проводили неаккуратно, многие части фигур были повреждены. Предстояла новая сборка, при этом при исправлении повреждений некоторые черты фигур были изменены.

    Когда встал вопрос, где установить — выбрали ВДНХ, у главного тогда входа. (Мухина хотела, чтобы это были Ленинские/Воробьевы горы или улица Крымский вал, писала письма в правительство. Новый постамент был 10-метровый - слишком низкий для такой громадины. Вера Игнатьевна называла его "пеньком".

    upload_2019-11-15_17-58-10.png

    Дальнейшая его история в советское время так на этом пеньке и прошла, хотя была идея перенести его к ЦДХ на Крымском валу. Но в восьмидесятые это уже делать было опасно - начались коррозийные процессы. То место потом занял Петр I Зураба Церетели.:) К концу 90-х "Рабочий и колхозница" (ценность федерального значения) были грустным зрелищем, требовалась реставрация. Её и начали в 2003-м.

    upload_2019-11-15_18-9-23.png


    В СССР такие мероприятия свершались героическим трудом, в современной России - огромными деньгами. Нет, труд тоже был - и не надо об этом забывать, уникальный монумент - один из трех советских колоссов (Родина-мать и Солдат-освободитель) был спасен. Но руководитель проекта скульптор Вадим Церковников затрудняется подсчитать, "что по сколько" — собственно реставрационные работы обошлись в разы дешевле тех 3-х миллиардов рублей, в которые это дело Москве обошлось! Как и в 30-е, в проекте задействованы несколько заводов. Каркас был заново спроектирован и восстановлен, и уже из других материалов. А вот детали скульптуры на 90% удалось сохранить, восстановить. Устанавливать на постамент пришлось уникальным финским краном (таких в мире всего три):

    upload_2019-11-15_18-27-16.png

    Да, реставрация сопровождалась скандалами, расследованиями, увеличивался бюджет - и в конце концов конкурс выиграл "Интеко".

    upload_2019-11-15_18-35-52.png
     
    Aleksandra и Tsar нравится это.
  3. Tsar

    Tsar Администратор

    Сообщения:
    16.941
    Симпатии:
    5.266
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Москва
    Точно.
    Хорошо что сохранили, а то у нас любят за ненадобностью....
     
  4. Ярославна

    Thread starter

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    22.310
    Симпатии:
    7.394
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Удивительно, что этот монумент вообще выжил и сейчас здесь, в Москве:
    • он мог остаться во Франции
    • он мог быть утрачен при возвращении от варварского демонтажа
    • он тихо "ржавел" и в 90-ые был в аварийном состоянии...
    Прочитала, что наш павильон все равно оказался таки выше на размер серпа с молотом :)

    Также пишут, что Сталин все таки приехал ночью поискать в юбках колхозницы профиль Троцкого - при свете фар. Не нашел, и довольный, уехал.

    Архитекторы, не только Мухина, предлагали Ленинские (Воробьевы) горы, чтобы использовать и как сильнейший идеологический символ - мол, всей Москве будет виден. Будет как статуя Свободы! Но, видимо, в 40-50-е было не до эффектов, а потом вообще ни до чего.
     
    Последнее редактирование модератором: 16 ноя 2019
    Aleksandra нравится это.
Загрузка...