Канал имени Москвы: история строительства

Тема в разделе "Градостроительство в русской столице", создана пользователем Еvгений, 24 окт 2016.

  1. Еvгений

    Thread starter

    Еvгений Я здесь живу

    Сообщения:
    936
    Симпатии:
    471
    Пол:
    Мужской
    Одним из самых грандиозных проектов советского периода является канал имени Москвы, история строительства которого началась еще в 18-м веке. Сегодня без этого сооружения сложно представить жизнь столицы. Но для того чтобы напоить москвичей, тысячам людей пришлось умереть.

    Рождение идеи

    Идея создания канала, который бы связал Москву-реку с Волгой принадлежит великому российскому реформатору – царю Петру Первому. Именно во времена его правления разрабатывался проект соединения рек Москва, Сестра и Волга.

    К сожалению, император не успел реализовать свою задумку, а после его смерти о ней забыли. И вспомнили спустя аж сто лет, когда трон занимал Николай Первый. Инженер Бугайский разработал усовершенствованный проект, и в 1826-м году у истоков Сестры начались строительные работы. Но и на этот раз дело не удалось довести до конца. Строительство, длившееся 18 лет и «съевшее» около двух с половиной миллионов рублей из казны, было заморожено, поскольку канал посчитали неперспективным.

    И только в 20-м веке стало понятно, что без данного объекта Москве не выжить. Население столицы росло как на дрожжах, и оно стало испытывать острый дефицит воды. Река Москва больше не могла удовлетворять запросы. При норме в 500 л воды в сутки москвичи получали лишь неполные девяносто. Необходимо было срочно что-то предпринимать.

    Разработкой проектов занимался «Москаналстрой» под руководством инженера Ивана Семенова. Вариантов канала было «нарисовано» несколько десятков, и после долгих и изнурительных споров, наконец, остановились на так называемом, Дмитровском, который предусматривал соединение Москвы с Волгой каналом, проложенным по кратчайшему пути (расстояние составляло всего 130 км). Проект утвердили 20 мая 1932 года, а 1 июня уже приступили к его реализации.

    Первыми жертвами грандиозной стройки стали крестьяне. Более семи с половиной тысяч хозяйств пришлось эвакуировать с территории, которая была задействована при создании канала. Многие люди очень тяжело переживали вынужденное переселение и прощание с родными местами.

    Но еще печальнее оказалась участь заключенных, которых массово бросали на строительство. Десяткам тысяч обитателей лагерей этот проект стоил жизни. Работа была тяжелой, условия труда – адские, люди болели, падали и умирали прямо с лопатой в руке. Основная часть канала была вырыта вручную – техника появилась уже ближе к завершению строительства. Точное количество жертв неизвестно – историки называют цифры от 22-х до 700 тысяч. Их могилами стали окрестные леса и поля, а сегодня в память о всех погибших на берегу канала установлен крест.

    На строительство канала ушло всего четыре года и восемь месяцев, что является очень коротким сроком. Для сравнения: Панамский канал протяженностью в 81 км рыли три десятилетия, а в данном случае – 128 км одолели всего за 44 месяца.

    В марте 1937 на три минуты была «остановлена» Волга, и ее воды стали наполнять русло канала. А в июне по новой водной артерии впервые пошли грузовые суда.

    Примечательно, что целых десять лет канал оставался безымянным. С его названием у партии возникли большие трудности, поскольку нужно было придумать что-то более звучное, чем Беломорско-Балтийский канал, который в то время был у всех на слуху. «Выручил» юбилей Москвы. Имя канала стало подарком к ее 800-летию в 1947-м.

    Сегодня грандиозное сооружение, на котором находятся водохранилища, гидроэлектростанции, шлюзы, насосные станции и другие важные объекты, продолжает функционировать и успешно справляется со своими задачами, утоляя жажду москвичей, обеспечивая их электроэнергией, переправляя грузы, а также являясь любимым местом для отдыха и рыбалки.
     
    Aleksandra, Tsar и Ярославна нравится это.
  2. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    22.302
    Симпатии:
    7.392
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Попыталась найти удачную схему канала

    upload_2016-10-25_3-42-55.png upload_2016-10-25_3-46-4.png

    В пределах Москвы:

    upload_2016-10-25_3-43-43.png

    Канал имени Москвы - это шлюзы. Шлюзы 7,8

    upload_2016-10-25_3-52-16.png upload_2016-10-25_3-59-59.png

    А вот там виднеется шлюз номер 9

    upload_2016-10-25_3-58-39.png

    Около ЖК "Алые паруса" смешиваются воды Волги и Москвы-реки.

    upload_2016-10-25_4-14-12.png

    Да, "по бокам то все косточки русские", сооружение грандиозное. Вод въезд в "подводный" тоннель под Волоколамкой

    upload_2016-10-25_4-21-8.png upload_2016-10-25_4-27-13.png

    А над тоннелем плывут корабли!
     

    Вложения:

    Aleksandra и Tsar нравится это.
  3. Tsar

    Tsar Администратор

    Сообщения:
    16.938
    Симпатии:
    5.264
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Москва
    :D Ярославна, эх, откуда вы все знаете.
    Евгений! Спасибо. Много интересного для себя узнал. :good:
     
  4. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    22.302
    Симпатии:
    7.392
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Гуляю там каждую неделю :D Кстати, Химкинское водохранилище - часть канала - фото здесь https://forum-msk.info/threads/tushinskij-park-otdyxa.1/
     
    Tsar нравится это.
  5. Aleksandra

    Aleksandra Почетный гражданин

    Сообщения:
    5.878
    Симпатии:
    2.415
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Интересная история!
    Добавлю, что в 1941 году, когда немцы подошли вплотную к Москве, на канале "Москва-Волга" взрывали лед (в сторону Дмитрова на водохранилищах). Лед ломался, немецкая техника стала тонуть, враг отступил по этому направлению. Но поднимающаяся в результате вода просто затопляла прибрежные деревни, были жертвы среди мирного населения. Есть даже определение тех событий -"Московский потоп". Это все цена Победы.
     
    Tsar и Ярославна нравится это.
  6. Marshal

    Marshal Тех. администратор

    Сообщения:
    3.315
    Симпатии:
    552
    Пол:
    Мужской
    Как то все прелестно.
    Кровавый царизм посчитал неперспективным и не бросил каторжан да политических на постройку, а во времена всеобщего счастья по руководящей и направляющей, десятки тысяч не цифра. Да и экономия какая для казны. Халявная рабсила. За похлебку. Как в концлагерях у фашистов. Как говорится найди разницу.
    Им бы наших зэка.
     
  7. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    22.302
    Симпатии:
    7.392
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Таким канал я ещё не видела

    upload_2019-2-23_5-6-34.png

    Это произошло после прорыва воды над Тушинским автомобильным тоннелем 10 января 2019 года.
    Обнажилось илистое дно

    upload_2019-2-23_5-8-18.png

    и то, что всегда-всегда было скрыто - подпорные конструкции. Сваи, подпирающие окаймление берегов при шлюзе, над которым все и делают такие фотографии

    upload_2019-2-23_5-11-26.png
    upload_2019-2-23_5-12-40.png
    upload_2019-2-23_5-13-33.png

    Из чего сделаны эти сваи? Неужели деревянные, да еще со сталинских времен? Предположили, что лиственница. Как думаете, это так?
     
    Tsar нравится это.
  8. Tsar

    Tsar Администратор

    Сообщения:
    16.938
    Симпатии:
    5.264
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Москва
    Угу, еще, наверное, со сталинских времен стоят. :eek:
     
  9. Мурат

    Мурат Почетный гражданин

    Сообщения:
    11.083
    Симпатии:
    1.750
    Адрес:
    Ербеня-Лобня
    Наверно за эти годы там уже сформировался натуральный берег и эти сваи больше не несут какой-либо нагрузки? А иначе, рано или поздно эти деревянные конструкции начнут же рушиться?
     
  10. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    22.302
    Симпатии:
    7.392
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Если это лиственница, то на таких сваях Венеция и Санкт-Петербург (хотя насчет Венеции - может быть, это миф). Это дерево "каменеет" в воде со временем - полимеризуются его смолы. Так что вполне реально. И скорее всего, нагрузку несут. Гнилыми не выглядят. В химической обработке не нуждаются. В общем, лиственница - наше всё. Пишут, есть образцы, тысячу лет простоявшие!
     
    Мурат и Tsar нравится это.
Загрузка...