Мой любимый магазин тканей в Москве расположен на Красной Пресне на Родчельской улице. Это текстильное предприятие Трехгорная мануфактура. Качество проверено, расцветки завораживают, оформление магазина будоражит фантазию. Магазин находится в доме, приткнувшемся к старинному кварталу фабричных зданий. Начало было положено аж в 1799 году, когда купцы Василий Иванович Прохоров и Федор Иванович Резанов договорились организовать ситценабивную фабрику, которая и стала в последствии Товариществом Прохоровской Трехгорной мануфактуры. К 1810 году были построены склады и мастерские — резная, набойщицкая, отделочная, уксусная. Краски готовили в химической лаборатории. Дело Василия Прохорова продолжили его сыновья. Константин и Яков изучили заграничное производство и привнесли эти знания к себе. Первую в России ремесленную школу открыли тоже они. Для фабричных и их детей был фабричный театр. Вечером рабочих обучали грамоте. Были даже библиотека, «медпункт» и «санаторий»! Братья серьезно опередили конкурентов. Один из первых русских дизайнеров ткани тоже появился там — самородок, художник-самоучка Тарас Марыгин (фотографии с сайтов williz и trekhgorka). Вот этот знаменитый орнамент «французские огурцы». Все это делалось на набивных досках (и в начале 20 века тоже), отсюда набивной ситец: Ткани фабрики постоянно отмечались на международных выставках . Эскизы Марыгина и его последователей до сих пор на тканях Трехгорки: Этот узор сейчас в продаже и называется «Прохоровская роза». Когда лет 7 назад я покупала такую простынь (она до сих пор в эксплуатации), то не понимала этих тонкостей. При Иване Яковлевиче Прохорове при фабрике появилась уже научная химическая лаборатория, был внедрен самый передовой менеджмент. Тогда же была получена высшая привилегия — разрешение изображать Государственный герб Российской Империи. После пожара 1879 года на берегу Москвы-реки были построены нынешние здания мануфактуры. Сын Ивана Яковлевича, Николай, на всемирной выставке в Париже удостоен ордена Почетного Легиона. Мануфактура получила Гран-при и «Золотую медаль за заботу о быте рабочих». А в 1912 году (100-летие фабрики) Николая Прохорова произвели в почетные дворяне — это высшая награда за деяния на благо государства. В 1905 году производство останавливалось, но фабрика не пострадала (из-за добрых отношений с владельцами, рабочие на допустили разграбления). В 1918 году Товарищество национализировали. Производство возобновили несколько позже, для этого был приглашен сын Николая Прохорова, Иван. Он умер в 1927 году, его искренне оплакивал весь фабричный люд. Тем временем в советском искусстве господствовал конструктивизм, и в тканях Трехгорки появились рисунки Варвары Степановой. Потом - пора индустриализма. И дальше работа фабрики сочеталась с вниманием к быту рабочих, также был свой театр. В восьмидесятые годы выпускалось 200 миллионов метров в год. В 1992 году появилось ОАО «Трехгорная мануфактура», которое и сейчас радует новыми коллекциями и отменным качеством. Веяние времени — перенос части производств за город, а в старых цехах - бизнес-парк «Трехгорная мануфактура». Комбинат, кроме производства тканей, занимается пошивом постельного белья, штор, скатертей, полотенец, несложных вещей для детей и взрослых. На кроватке моего малыша было покрывало от Трехгорки — как будто из какого-то дворянского прошлого. Не моего, но все равно, приятно.
По-разному было. И была война. Но такие вот культурные промзоны, конечно, в СССР не освещались. А были и другие фабриканты-меценаты, которые школы открывали и больницы.
Конечно Это же сразу бешенство мозга Как так, кто работал, нормально жили, а тут вдруг бац и революшн. Бедные пролетарии начали мочить буржуев. Злобных, заметьте, эксплуататоров