Странных, непонятных и даже откровенно жутких памятников в мире довольно много. В России в этом плане тоже хватает диковинок. Одна только увековеченная в металле «Лента Мёбиуса» чего стоит. Но среди всех российских памятников особо выделяется «Дети — жертвы пороков взрослых, скульптурная композиция на Болотной площади в Москве. Она производит неизгладимое впечатление и никого не оставляет равнодушным. Инфо Памятник «Дети — жертвы пороков взрослых» с самого начала своего существования вызывал массу противоречивых чувств у многочисленных критиков. Кто-то называл его слишком пугающим, кто-то – настоящим произведением искусства. Но все критики едины в одном: это действительно впечатляющий монумент. Его создатель смог виртуозно изобразить человеческие пороки и продемонстрировать их тлетворное влияние. История создания Как ни странно, но памятник человеческим порокам в Москве предложил возвести бывший мэр столицы Юрий Лужков. Более того – он был соавтором проекта, подавая художнику Михаилу Шемякину идеи относительно состава и вида скульптурной группы. Всё началось с того, что Юрий Лужков лично обратился к скульптору с предложением заняться разработкой проекта памятника. Он перечислил Шемякину 13 пороков, которые следует изобразить. Такое необычное задание, конечно, ошеломило художника. Задача была настолько сложная, что на её обдумывание у скульптора ушло полгода. В результате было принято решение создать некие аллегоричные образы, которые бы передавали суть порока. Это позволило избежать пошлости и сделать памятник приемлемым, с точки зрения, морально-этических норм. В течение всего времени разработки проекта Юрий Лужков активно интересовался процессом реализации идеи. Он предложил своё видение скульптуры «Садизм», описав её как жуткого мужчину, похожего на палача. Воспользовавшись его предложением, скульптор создал действительно реалистичное изображение садиста. Памятник порокам на Болотной площади был установлен 19 лет назад, в сентябре 2001 года. Он стал непросто ещё одной достопримечательностью Москвы, а действительно культовым местом. Идея Юрия Лужкова была воплощена на 100%. Пожалуй, каждый взрослый человек, видевший этот монумент, задумался о влиянии человеческих грехов на новые поколения. Наверняка кто-то сделал из этого правильные выводы, а значит цель художника была достигнута. Описание скульптурной композиции Скульптура Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых» состоит из пятнадцати фигур. Две из них находятся в центре. Это дети: мальчик и девочка. У детей завязаны глаза, как будто они играют и не видят ничего вокруг. Рядом с детьми разбросаны книги и лежит мяч. Если подойти к ним поближе, можно увидеть, что на обложках книг написано «Народные русские сказки», «Александр Пушкин. Сказки». Маленькие, яркие фигуры детей окружают люди-монстры. Это скульптурная композиция людские пороки, состоящая из 13 символичных фигур. Они стоят полукругом, оставляя место зрителям. Тонко чувствующий человек поймёт, что этим хотел сказать художник. Расположение фигур в скульптурной группе указывает, что зритель может принять участие в судьбе беспечных детей и спасти их от ужасов взрослого мира. Если рассматривать фигуры монстров слева направо, первой будет видна наркомания. Этот страшный порок, унёсший жизни многих подростков и взрослых, изображён в виде падшего ангела. Его крылья изломаны, а лицо выражает хитрость и угодливость. В левой руке он держит шприц с героином, а правую протягивает детям и зрителям. Следующей изображена проституция. Это нарядно одетая женщина с красивой фигурой и отвратительной головой лягушки. На её теле как украшение сплелись змеи. Руки женщины призывно разведены, как будто она предлагает присоединиться к ней. Наркомания и проституция Воровство изображено невероятно точно. Это сутулая фигура с мешком и ухмыляющимся свиным рылом. Вор смотрит на детей из-за плеча, в пол-оборота. Одной рукой он удерживает большой мешок на спине, а второй держит маленький мешочек-приманку. Воровство Алкоголизм тоже довольно реалистичен. Как и большинство художников, скульптор изобразил его в виде языческого божества Бахуса. На порок указывает многое: бутыль вина и амфора в руках мужчины, его обрюзглая фигура и оплывшее лицо алкоголика. Он сидит на бочке с вином, демонстрируя голый торс и полное безразличие к окружающему миру. А вот невежество изображено весьма аллегорично. Это пляшущая фигура с головой осла и погремушкой в руке. Погремушка, кстати, похожа на шутовской колпак. В целом фигура больше похожа на изображение глупости, чем невежества. Впрочем, для большинства людей это синонимичные понятия. Очень важным и достойным внимания памятником является изображение лженаучности. От этого взрослого порока страдает всё больше детей. Люди, отрицающие существование СПИДа, протестующие против прививок, практикующие совершенно дикие методики «народной» медицины, регулярно губят собственных детей. Поэтому скульптура «Лженаучность» - это карикатурное изображение богини правосудия Фемиды. В её руках свиток и марионетка-химера, а рядом с ней причудливая скульптура искажённой модели атома. Алкоголизм, невежество, лженаука Равнодушие – это тот порок, из-за которого дети страдают больше всего. Оно изображено в виде многорукой скульптуры с закрытыми глазами. Одной парой рук она закрывает уши, а второй делает «замок» на груди. Весь её облик говорит о том, что она не желает что-либо предпринимать. Равнодушие Довольно противоречивый образ – это пропаганда насилия. Об этом пороке часто говорят в СМИ, обвиняя компьютерные игры и влияние интернета в растущей детской жестокости. Однако в этом случае пропаганда насилия изображена в виде торговца оружием в нарядном маскарадном костюме. Одной рукой он удерживает стенд с различными видами огнестрельного оружия, а второй опирается на стопку книг. Если присмотреться, то можно увидеть, что вместо одной ноги у него копыто, а сзади виднеется длинный хвост. Пропаганда насилия Изображение садизма, сделанное на основе идей Юрия Лужкова, выглядит как толстый мужчина с фигурой носорога. Его наряд похож на рясу палача. Она подпоясана висельной верёвкой, к которой прикреплён широкий длинный нож. Руки садиста протянуты к детям так, как будто он хочет сказать: «От меня не убежишь». Садизм Беспамятство – распространённый порок, активно поддерживаемым толерантным обществом. Гигантская гильотина, изображающая беспамятство, говорит об опасности этого порока. Не стоит забывать своё прошлое и историю предков, ведь это отличный урок. Беспамятство Действительно, страшная скульптура изображает эксплуатацию детского труда. В этом монументе основной акцент сделан не на «предпринимателя», а на стоящую рядом с ним фабрику. Её фундамент – это огромная тюрьма без окон с едва приоткрытой дверью. На страшную роль этого здания указывают многочисленные отпечатки ладоней, проступающие на стенах тюрьмы. А вот стоящий рядом «Предприниматель» стоит в полупоклоне, с расставленными руками приглашая добровольно пройти в тюрьму. Эксплуатация детского труда Очень реалистично изображена нищета. Сгорбленная старуха в оборванном платье, опирающаяся на сучковатый посох, протягивает руку к детям и зрителям. Она просит милостыню, вызывая жалость и отвращение. Нищета – это серьёзный порок, который уродует душу человека. Именно поэтому она заняла своё место в этой скульптурной группе. Нищета Замыкает круг война. Это рыцарь в противогазе, с изломанными крыльями и бомбой в руках. На боеголовку насажена детская игрушка. Война протягивает её детям, предлагая принять смерть в качестве подарка. Война Конечно, оценить скульптуры лучше самостоятельно. Просмотр фотографий и чтение описания не поможет полностью прочувствовать те эмоции, которые вложил в них художник. Каждая фигура обладает множеством мелких деталей, указывающих на опасность человеческих пороков. Мнение критиков Памятник в Москве «Дети — жертвы пороков взрослых» вызвал бурю негодования среди многочисленных критиков. Причём что самое смешное, критики сами демонстрировали те или иные пороки из перечисленных. Например, ведущие научный сотрудник РАО и доктор педагогических наук Вера Абраменкова, вопреки своим званиям продемонстрировала склонность к невежеству и лженаучности. Она высказывала своё негодование относительно того, что эта скульптурная группа содержит слишком много языческой символики. При этом она придавала большое значение «мистическому» количеству пороков. А жена одного из российских художников-авангардистов профессор Нина Молева пошла ещё дальше. В окружающих мальчика и девочку монстрах она увидела не пороки, а извращённые образы родителей, преподавателей, героических солдат-защитников родины. Политик Александр Крутов и оппозиционный журналист Владимир Абаринов раскритиковали фигуру только потому, что она «не соответствует архитектурному облику города». С учётом того, что в Москве сочетаются сооружения, выполненные в разных стилях и построенные в разные эпохи, такая точка зрения звучит достаточно нелепо. Как ни странно, памятник был одобрен православным христианством и, в частности, протоиереем Андреем Дударевым. Он по достоинству оценил старания скульптора и даже назвал его творчество образцом христианского искусства.
По моему подобные памятники дают неограниченный полет фантазии и каждый увидит свое, да еще и в зависимости от настроения