Первая железная дорога в России (Царскосельская чугунка)

Тема в разделе "Мир истории", создана пользователем Валерка, 29 дек 2019.

  1. Валерка

    Thread starter

    Валерка Я здесь живу

    Сообщения:
    655
    Симпатии:
    421
    Пол:
    Женский
    Удивительно, но XIX век часто называют эпохой пара. Пароходы и паровозы поражали воображение скоростью передвижения, не виданной до тех пор. Появилось железнодорожное сообщение в Великобритании, Бельгии и Австрии, началась эпоха индустриализации.

    В то же время началось строительство первой железной дороги в России. Это событие привлекло внимание прессы по нескольким причинам. Во-первых, на тот момент в мире существовало всего 5 железнодорожных магистралей. Поэтому начавшееся строительство наглядно демонстрировало прогресс. Во-вторых, для реализации проекта была создана компания с уникальной по тем временам организационно-правовой системой управления. Первая ж/д в России строилась Обществом акционеров, основание которого одобрил лично император.

    С появления железнодорожного сообщения началась новая эпоха развития Российского государства. Этот проект наглядно показал удобство и выгоду использования ж/д для перевозки пассажиров, грузов, техники. Поэтому история постройки первой российской железной дороги заслуживает особого внимания.

    Когда появилась первая железная дорога в России


    Технический прогресс в России шёл в ногу с мировым прогрессом, незначительно отставая. Поэтому официально в Российской империи железнодорожное сообщение появилось всего через 12 лет после открытия первой ж/д в мире. Фактически это произошло ещё раньше – в 1834 году, именно тогда была построена небольшая, длиной всего 3,5 км, дорога между рудниками и одним из заводов Нижнего Тагила.

    postroika-pervoi-zheleznoi-dorogi.jpg
    Постройка первой Нижнетагильской железной дороги

    Но эта дорога не вызвала никакого общественного резонанса. Она использовалась исключительно для перевозки ископаемых и была построена буквально из подручных материалов. Поэтому о ней практически не упоминают, хотя изобретение построивших её крепостных Черепановых, безусловно, заслуживает уважения.

    cherepanovy-pervaja-zheleznaja-doroga.jpg

    Официально принято считать, что первая железная дорога в России была построена в конце 1837 года, 11 ноября по новому стилю. Строительство заняло всего 1,5 года, на реализацию этого проекта была потрачена огромная сумма – 5 000 000 рублей. Однако потраченные средства окупились уже через 5 лет, что подтвердило полезность и важность железнодорожного сообщения.

    Царскосельская железная дорога в 1837 году обеспечила быстрое передвижение между городами. Однако первое время её использовали в развлекательных целях. Многие обеспеченные граждане империи хотели лично увидеть паровоз, прокатиться в поезде и оценить все прелести путешествия на нём. Преимуществами железнодорожного сообщения пользовались даже члены императорской семьи, что ещё больше увеличивало популярность этой дороги.

    sarskoselskaja-zheleznaja-doroga.jpg

    История строительства Царскосельской железной дороги


    История строительства первой железной дороги в России началась с аудиенции чешского инженера (живущего в Австрии) Франца фон Герстнера у российского императора в середине 1835 года. Этот инженер на тот момент уже был известен как опытный специалист в области строительства железнодорожных магистралей. Именно он спроектировал и построил первую австрийскую железную дорогу.

    frans-gerstner.jpg

    После визита в Российскую империю инженер загорелся идеей постройки такой дороги в России. Он добился аудиенции у Николая I и убедил императора, что железная дорога – это идеальный способ переброски войск.

    В отличие от многих изобретателей того времени, Франц фон Герстнер не просил императора о финансировании проекта. Ему нужно было только одобрение строительства и монопольное право на реализацию аналогичных проектов в течение 20 лет. Другими словами, инженер был готов искать инвесторов и вкладывать свои средства, чтобы лично получать всю прибыль от железной дороги.

    Естественно, отдавать в частные руки крупную магистраль руководство Российской империи не собиралось. Поэтому Францу фон Герстнеру отказали в одобрении строительства железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Вместо этого, инженеру предложили реализовать «пробный» проект, поэтому первая железная дорога в России соединила Санкт-Петербург и Царское Село.

    Франц фон Герстнер подал прошение императору об основании акционерного общества, и в апреле 1836 года это прошение было одобрено императорским указом. Всего в состав правления компании вошло 4 человека, контрольный пакет акций принадлежал графу Алексею Бобринскому, который и финансировал строительство.

    Постройка первой железной дороги началась в мае 1836 года, в городе Павловске. Параллельно с железнодорожной магистралью возводились другие объекты – вокзал, гостиница, навес для пассажиров.

    stansija-sarskoe-selo.jpg

    К 10 сентября строительство уже дошло до Царского Села. Там был заложен фундамент вокзала, началась постройка паровозного депо. За полгода строительства была построена дорога длиной 22 версты.

    В конце сентября 1836 года были проведены испытания построенного отрезка дороги, несколько вагонов проехали между Павловском и Царским селом. Так как паровозы ещё не прибыли, пробная поездка осуществлялась на конной тяге. Испытания прошли успешно, и строительство продолжилось.

    Особенностью этой железнодорожной магистрали стала её ширина. Господин Герстнер спроектировал дорогу, колея которой была на 394 мм шире той, что была принята в Европе, она составила 1829 мм. Это было сделано для того, чтобы обеспечить большую устойчивость состава и скорость его передвижения. Позже дорога была реконструирована и приведена к общему стандарту, принятому в России.

    В начале ноября 1836 года в Царское село был доставлен первый паровоз, предназначенный для обслуживания дороги. Вообще, при строительстве были использованы только импортные рельсы, вагоны и паровозы, поэтому 10 часть бюджета ушла именно на их закупку и поставку.

    pervyi-parovoz-v-sarskoselskoi-zd.jpg

    А поставка была сложной. Закупленные в Великобритании и Бельгии паровозы, вагоны, сцепления, разбирались, доставлялись морским и сухопутным путём. Несмотря на это, к моменту открытия дороги было закуплено, доставлено и собрано 6 паровозов и 63 вагона, из которых 44 предназначалось для перевозки пассажиров.

    Открытие первой железной дороги в России состоялось 30 октября (11 ноября по новому стилю) 1837 года. На это мероприятие были приглашены высокопоставленные гости, в том числе император с семьёй. Желание увидеть достижение прогресса было у многих жителей столицы, но в тот день посторонних на платформу не пускали. Зато в течение последующих трёх дней прокатиться на поезде мог каждый желающий.

    Первый пассажирский железнодорожный состав состоял из 8 вагонов, и вёл его лично господин Герстнер. Длительность пути составила 35 минут в одну сторону, и 27 минут – в другую. Скорость движения поезда достигала 64 км/ч, что было невероятно для того времени.

    Несмотря на то что первая железная дорога была построена между городами Павловск, Царское Село и Санкт-Петербург, маршрут получил название «Петербург — Царское село». Им активно пользовались представители разных слоёв населения. Доступность путешествия обеспечивалась за счёт вагонов разных классов комфорта.

    pervye-zhd-vagony.jpg

    Вагоны первого класса назывались «берлинами». Они были рассчитаны на 8 пассажиров и оснащались мягкими сидениями. Вагоны второго класса назывались «дилижансами» имели 10 посадочных мест и большую вместимость. Внешне они напоминали не современные вагоны, а крытые повозки. Третий и четвёртый класс был представлен так называемыми «линейками» - вагонами открытого типа. В поезде, независимо от класса вагона, не было ни электричества, ни отопления, питание также не было предусмотрено. Проезд в вагонах первого класса стоил 2,5 рубля, второго – 1,8 рубля, третьего – 0,8 р., четвёртого – 0,4 рубля.

    По сравнению с другими видами наземного транспорта, существовавшими в начале XIX века, поезда отличались высокой степенью безопасности. Более того, для комфорта пассажиров даже паровозный гудок был реконструирован в особую музыкальную систему. Поэтому этот вид транспорта был популярен даже несмотря на высокую стоимость билетов.

    Изначально 1-я железная дорога в России должна была начинаться в районе набережной Фонтанки. Однако выделенных на реализацию проекта средств не хватило на постройку вокзала в запланированном месте. Поэтому невдалеке от него была возведена временная деревянная постройка, которая позже стала Витебским вокзалом.

    sarskoselskii-vokzal.jpg

    В своём первоначальном виде первая российская железнодорожная магистраль просуществовала до 1897 года. Впоследствии она была реконструирована и включена в состав общего железнодорожного сообщения, а сохранившиеся вагоны и паровозы стали музейными экспонатами.
     
    Aleksandra и Ярославна нравится это.
  2. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    22.302
    Симпатии:
    7.391
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    И так далее :D
    Валерка, мы не настолько отсталые! :D
    --- Добавлено 30 дек 2019 ---
    Железная дорога 1836 года - Царскосельская, шестая в мире и первая в России, а второй в России была Николаевская дорога (1851 год). Все учили в школе стихотворение Некрасова "Железная дорога" - это он о той самой второй, Николаевской. Помните эпиграф?

    Ваня (в кучерском армячке).
    Папаша! кто строил эту дорогу?
    Папаша (в пальто на красной подкладке).
    Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
    Разговор в вагоне

    Вот этот самый Петр Андреевич Клейнмихель тогда был главный управляющий путей сообщения и публичных зданий. То есть министр строительства и путей сообщения, протеже Аракчеева, человек с очень дурной славой. Кстати, он - родоначальник серых зарплат (в "конвертах")
    Инфо
    2000 рублей ассиг. явно, а 1000 инкогнито


    Так вот при нем строительство железной дороги уже было затратным, а среди рабочих смертность была повышенная. Его, видимо, ненавидели. Как выдвиженец Аракчеева, взяток не брал! За него брала супруга, Клеопатра Петровна. Они же, как пишут, усыновляли незаконнорожденных императорских детей. Правда, может, это историческая "утка"?

    Прямо дороженька: насыпи узкие,
    Столбики, рельсы, мосты.
    А по бокам-то всё косточки русские…
    Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

    Чу! восклицанья послышались грозные!
    Топот и скрежет зубов;
    Тень набежала на стекла морозные…
    Что там? Толпа мертвецов!

    То обгоняют дорогу чугунную,
    То сторонами бегут.
    Слышишь ты пение?.. „В ночь эту лунную
    Любо нам видеть свой труд!

    Мы надрывались под зноем, под холодом,
    С вечно согнутой спиной,
    Жили в землянках, боролися с голодом,
    Мерзли и мокли, болели цингой.

    Грабили нас грамотеи-десятники,
    Секло начальство, давила нужда…
    Всё претерпели мы, божии ратники,
    Мирные дети труда!

    Братья! Вы наши плоды пожинаете!
    Нам же в земле истлевать суждено…
    Всё ли нас, бедных, добром поминаете
    Или забыли давно?..“


    Железная дорога для нашей страны имеет огромное значение. А почти двести лет назад она стала сильнейшим двигателем прогресса.
     
    Последнее редактирование: 30 дек 2019
    Aleksandra нравится это.
  3. Tsar

    Tsar Администратор

    Сообщения:
    16.930
    Симпатии:
    5.263
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Москва
  4. Валерка

    Thread starter

    Валерка Я здесь живу

    Сообщения:
    655
    Симпатии:
    421
    Пол:
    Женский
    Запуталась. Две темы исторические готовила. Голова кругом. :See Stars:
     
Загрузка...