Стоимость строительства дорог в России и других странах

Тема в разделе "Свежие автоновости", создана пользователем Анахорет, 23 авг 2019.

  1. Анахорет

    Thread starter

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.887
    Симпатии:
    895
    Пол:
    Мужской
    Странная ситуация, мало кто знает, что методика расчёта стоимости 1 км дороги в России, существенно отличается от такой же задачи, выполняемой в других странах. Но при сравнении просто берут цифры, которые публикуют официальные источники.

    общий.png

    Причина такого разного подхода, сокрыта в разных экономических формациях общества, на момент формирования методологии расчётов. Если в СССР для всех внутригосударственных задач был один «большой кошелёк», то на капиталистическом западе расходы на дорожное строительство были разложены по множеству разных бюджетов, а для отчётности брались только цифры, обозначающие стоимость самого дорожного полотна + работа.

    Стоимость строительства дорог в России определяется совокупно, то есть включает все сопутствующие расходы. С одной стороны, это удобно, так как позволяет сразу оценить объём капиталовложений. Но по факту, получается, что и надзорные, и контролирующие, и проектные организации финансируются из одного источника. А в этом случае крайне затруднительно добиться объективности.

    одеждаж дороги.jpg

    Как устроена методика расчёта стоимости дорог в России и за рубежом


    Автомобиль BMW стоит 4 тысячи евро. Разве может быть, такое утверждение верным? Надо сначала определить год выпуска, модель, комплектацию, страну реализации… ведь существуют и таможенные пошлины.

    Сказать, что километр автодороги стоит 10 млн рублей или 15 млн долларов, означает примерно то же самое.

    Важно
    Каждая автомобильная дорога, по сочетаемости условий работы и эксплуатации – сооружение с ярким индивидуализмом.


    Такое общее понятие, как стоимость 1 км дороги, как бы априори выбрасывает за скобки:
    • Ширину полосы;
    • Ширину обочины;
    • Количество полос;
    • Наличие тоннелей, эстакад, мостов;
    • Рельеф местности;
    • Удалённость от места добычи и производства строительных материалов;
    • Продолжительности сезона работ и других факторов (всего около 100).
    В разных странах используются свои методики расчёта. Можно, конечно же, сравнивать дороги одинакового типа, но это опять же применимо в рамках одной страны. Для разных государств требуется более скрупулёзный подход.

    Ширина и количество полос, размеры дороги


    Если в России указывая на стоимость 1 км асфальтовой дороги, подразумевается общая стоимость, то например в США обозначают только цену одной полосы!

    Ширину полос тоже следовало бы учитывать. Для России, согласно ГОСТ Р 52399−2005, общая ширина 4-х полосной автодороги должна составлять 24 метра. В странах Скандинавии – 19,5 м, а в Германии и Франции – 22 м.

    Ширина обочины для такого же дорожного полотна – 3 м, в Финляндии и Норвегии – 0,9 м. А в Китае разделительная полоса в два раза уже, чем в России.

    Даже считая стоимость всего одной полосы движения, надо будет её уровнять по размерам, для сопоставления расходов.

    География строительства и климатические условия


    В России, почти 70% территории находится в зоне вечной мерзлоты. Глубина промерзания уменьшается с востока (от 2 м), на запад (50-70 см). А для таких условий, требуется принципиально другая подготовка основания.

    Если для Европы и США толщина дорожного полотна не превышает 90 см, то в России она должна быть минимум 1,5 м. Да и состав дорожной одежды тоже изменяется. Чтобы предупредить разрушение от морозного пучения и стабилизировать водно-тепловой режим основания, в конструкцию закладываются:
    • Тепловые диоды, амортизаторы и экраны;
    • Насыпные бермы;
    • Водонасыщенные грунты.
    Это только морозозащитный слой, регламентированный законом изменения напряжения в грунте, при сезонных скачках температуры и влажности. Можно было бы сравнить стоимость строительства автомобильных дорог в странах с приблизительно одинаковым климатом. Но тут вмешиваются сопутствующие факторы.

    общий фон.png

    Например, Норвегия и Финляндия расположены на такой же широте, что Архангельск или Мурманск. Но вот Скандинавию зимой обогревает Гольфстрим, поэтому в столице Норвегии среднегодовая температура ≈5,5˚C. Для Архангельска этот показатель 0,8˚C, а для Мурманска вообще 0˚C.

    Мало того, грунты в Скандинавии морёные или скальные. Они формируют более основательную подложку и ограничивают подвижки. В России же, в аналогичных широтах работать приходится на суглинках, а морёные грунты составлены их мелкого скальника и обильно разбавлены глиной.

    В СНиПе от 2001 года, для России предусмотрен коэффициент увеличения затрат на строительство дорог от 1,5 до 4,5 раз, в зимний период. Вот так сказывается короткое российское лето.

    География строительства должна рассматриваться и в плане удалённости от ресурсно-сырьевой базы.

    Устоявшаяся привычка считать, что в России много месторождений полезных ископаемых, при строительстве дорог не выдерживает критики. В Европе, среднее расстояние транспортировки стройматериалов варьируется от 20 до 40 км. В Архангельской области кондиционный песок завозят в среднем из месторождений, находящихся в 80-115 км. В Мурманске на транспортировку щебня закладывают в среднем 100 км. А когда строили дорогу из Хабаровска в Читу, то битумные вяжущие доставляли за 1,5 тысячи километров!

    Структура бюджета автодорожного строительства


    Вроде бы это самая тривиальная часть, но на самом деле она скрывает до 50% стоимости строительства дорог.

    В России цена дороги складывается с «чистого листа», то есть, в конечный результат входят абсолютно все затраты:
    • Предпроектная документация;
    • Выкуп земли;
    • Расчистка территории;
    • Надзор и экспертиза за ходом работ;
    • Расселение жителей (для городских условий);
    • Перенос имеющихся объектов и инженерных коммуникаций.
    Такая практика является стандартом, вообще, для всего спектра Промышленно-Гражданского Строительства в СССР, без учёта специфических особенностей возведения линейных объектов (автодорог).

    В итоге для пустующих территорий, бюджет увеличивается на 10%, а на плотнозаселённой местности рост себестоимости доходит до 50%.

    Скользкий элемент бюджета – НДС. Ведь для каждой страны он разный, в России – 20%, в США, Европе и Китае, в среднем ≈8%. В некоторых странах на дорожно-строительные работы предусмотрено уменьшение НДС.

    То есть, потребуется ещё и вычесть такую гигантскую сумму, почти пятую часть бюджета из стоимости асфальтовых дорог в России, чтобы точнее определить расходы.

    дорожные одежды.jpeg

    Базовая величина и индексация


    Для определения истинной стоимости 1 км автодороги, необходимо найти базовую единицу измерения. Дело в том, что ежегодно эти расходы растут, и для сравнения их индексируют. Например, с 03 по 08 года, цена 1 км дороги выросла:
    • 1,8 раз – Россия и США;
    • 1,4 – Германия и Норвегия;
    • 1,52 – Франция;
    • 1,45 – Евросоюз (в среднем).
    Во многих странах используется методика сравнения с разбивкой на составляющие. При этом берут для сравнения объекты в приблизительно схожих условиях. В США используют сравнение одной полосы движения, а не всей дороги.

    Сколько стоит километр дороги в России


    Минтранс РФ закладывает на строительство стоимость километра асфальта в России согласно категории дороги:
    • 1 категория – 52,3 млн. руб;
    • 2 категория – 42,5 млн. руб;
    • 3 категория – 37,1 млн. руб;
    • 4 категория – 14 млн. руб;
    • 5 категория – 11,7 млн. руб.
    Если посмотреть в среднем, то стоимость 1 км асфальтовой дороги в России составляет ≈31,5 млн. руб.

    Но это абсолютно виртуальная цифра, ибо получена она по такому же принципу, как вычисляют среднюю температуру пациентов в больнице. То есть реальных данных такая методика не отражает.

    дорожная одежда.jpg

    Даже для получения усреднённых данных, чтобы узнать сколько стоит километр асфальтированной дороги, необходимо вычислять среднее арифметической из объектов со схожими условиями.

    Уже известен классический пример из Америки. Там согласно подсчётам Вашингтонского департамента транспорта, строительство бостонской дороги Big Dig обошлось по цене 117 млн. долларов за 1 километр. Но так как она проходила через центр города, то там были сооружены несколько эстакад, тоннелей и мостов. А дорога в сельской местности штата Вирджиния обошлась всего в 1,2 млн. долларов за 1 км.

    Big Dig дорога.jpg

    Поэтому и в России, на каждом отдельном объекте складывается свой бюджет, в зависимости от условий работы.

    Например, ЦКАД вокруг Москвы длиной 530 км, по расчётам 2018 года, обойдётся в 350 млрд. рублей. 1 км. дороги будет стоить 660 млн. руб, или приблизительно 10 млн. долларов. Учитывая что с начала строительства бюджет постоянно увеличивается, можно быть уверенным, что это не итоговая сумма.

    Одна из самых дорогих дорог в современной России: Адлер — Красная Поляна, длиной 48 км, обошлась в 285 млрд. рублей. 1 км этой трассы стоит почти 6 млрд. рублей, или около 100 млн. долларов. Учитывая, что большая часть трассы проходит в тоннелях и на эстакадах, а также совмещён бюджет авто и ж/д дороги, такую цену можно считать вполне уместной.

    Стоимость 1 км дорог в разных странах


    Можно представить данные просто по списку, но они не передадут общей картины. Дело в том, что уже на стадии проектирования, в России работают по стандартам 60-х годов!

    В проектировании дорог важным элементом является нагрузка на дорожное полотно. В России, ещё с середины 60-х годов, её стандартизировали, взяв за основу нагрузку которую даёт один автомобиль «ГАЗ-21» движущийся со своей максимальной скоростью.

    А между тем, ещё профессор Сельянов в конце 70-х годов обосновал теорию транспортных потоков, которая принимается в расчёты при проектировании дорог на Западе.

    Но основное различие лежит в концепции расчётной скорости как основе геометрического проектирования. Её предложил американский инженер Барель в 1936 году, с тех пор СССР/Россия используют эту норму.

    В странах Запада от этого подхода давно отказались. Сейчас там за норму взято формирование придорожной инфраструктуры, базирующейся на физических возможностях человека, управляющего автомобилем. Это уже в корне меняет стоимость строительства дорог в мире.

    Технологии, стандартизированные в СССР ещё на пике 70-х годов прошлого века, до сих пор руководят действиями министерств и ведомств, отвечающих за строительство дорог.

    Стоимость километра дороги в разных странах следует в правильном представлении изобразить в таблице.

    цена дорог в мире.jpg

    Ведь во всём мире отказались от конкретных цифр, а всегда предлагают лимит между минимальными и максимальными суммами. Правда, разбег бывает очень большой. Например, даже в России, строительство 4-х полосной автодороги в Костромской области обошлось 144 млн. руб./1 км, а на Камчатке такая же трасса обошлась в 564 млн. руб./1 км.

    Из таблицы видно, что стоимость 1 км дороги в России, далеко не самая большая. И хотя в Германии, на автодороги тратится гораздо больше средств, надо признать, что такое качество немецких дорог в большей степени обусловлено климатом. И это признают сами немцы.

    Автобан Германия.jpg

    Инфо
    После средней (по российским меркам) зимы 09/10 года, когда температура воздуха в Германии опускалась до минус 18 ˚C, правительство признало ущерб для автодорог катастрофическим. Только для ямочного ремонта из федерального бюджета было выделено 1,1 млрд. евро. А ещё требуется 1,4 млрд. евро. А на эти траты в бюджете средства не были заложены.


    дыры в немецих дорогах.JPG

    Правда, педантичные немцы нашли выход. Например, бургомистр посёлка Нидерцеммер что в Тюрингии, выставил на продажу ямы в асфальте по 50 евро! Каждому, кто «инвестирует» в ямочный ремонт, разрешается вмуровать табличку со своим именем в дорожное покрытие.
     
    Последнее редактирование: 23 авг 2019
  2. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    22.302
    Симпатии:
    7.392
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    С одной стороны, в любом строительстве - Клондайк для причастных. С другой, природные и географические условия у нас действительно жесткие. Поэтому автобанами покроемся не скоро. Так что рассчитывать можем только на приличные дороги.
    Где то шутку слышала, что мол общая длина идеальных дорог Австрии - это длина нашего шоссе до Минска. Перемерять не пробовала, но в каждой шутке есть только доля шутки...
     
    Belka нравится это.
  3. Анахорет

    Thread starter

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.887
    Симпатии:
    895
    Пол:
    Мужской
    Ярославна, пока с этим вопросом разбирался, сам узнал много интересного. Там вообще не всё так просто.
    Однако, ведь беда в том, что в России для борьбы с возможным воровством бюджета, ликвидировали региональные дорожные фонды. Это было ещё в 2006 году кажется. Вот с тех пор объёмы нового дорожного строительства реально упали.
    Да и вообще, цели нет у правительства чтобы улучшать в этом плане положение дел в России.
    Ведь могли бы построить один раз реально хорошие дороги из Москвы во Владивосток. Чтобы через всю страну. А не делают этого. Зачем-то деньги вкладывают в строительство автодорог во Франции и Испании.
    Да! Есть ценные бумаги этих государств, которые как раз выпускались для финансирования дорожного строительства в этих странах.
    А ещё узнал, что дороги в России строить очень невыгодно!
    Поэтому например в Бразилии, 8% дорожного строительства находится в руках российских фирм.
     
  4. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    22.302
    Симпатии:
    7.392
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Анахорет, пишут, что федеральные трассы более менее уже. Ну, по югу ездили, по Карелии ездили - есть хорошие дороги. Только на юге и местные дороги ничего себе, а в Карелии съезжаешь с федеральной трассы — и опа! Вопрос денег и вопрос технологий.

    На восток пока далеко не ездили, но муж в дальние командировки летал. Примерно как в Карелии.

    Хотя отдельные трассы есть знаменитые, их любят в Интернет выкладывать. Трасса Колыма, например.
     
  5. Анахорет

    Thread starter

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.887
    Симпатии:
    895
    Пол:
    Мужской
    Ярославна, ну вопрос шире/уже, это такой, скабрезный вопрос.
    Вроде бы 5 см, ну что такое, если дорожное полотно будет не 14 метров шириной, а 13,95?
    Я читал что при Лужкове, на строительстве дорог, так были гигантские деньги "отжулины".
    А про строительство, знаете, пока сам не покопался, раньше как-то по другому на этот вопрос смотрел. Но и сейчас я на 100% уверен, если бы была политическая воля, то дороги бы строили ударными темпами, и преотличнейшего состояния.
     
  6. Belka

    Belka Почетный гражданин

    Сообщения:
    6.165
    Симпатии:
    2.630
    Пол:
    Женский
    Пока ремонтами дорог занимаются сторонние фирмочки, так и будет. Тендеры на строительство редко бывают прозрачными. Никто не понимает, по каким критериям побеждает та, или иная компания. Иногда журналисты раскапывают отдельные факты, подлоги, фирмы однодневки, но это ничего не даёт. Слишком уж это сладкий кусок. чтобы от него отказаться.
     
    Анахорет нравится это.
  7. Анахорет

    Thread starter

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.887
    Симпатии:
    895
    Пол:
    Мужской
    Я полагаю, что так будет продолжаться пока есть неприкасаемые.
    Ну типа Сердюкова, Чубайса и прочих политиков. Рыба гниёт с головы. Видят же люди, что можно воровать из бюджета, и ничего за это не будет. Ну там условный срок или домашний арест. Украл 100 млн, а штраф дают 500 тысяч.
    Отличные условия для роста количества плохих дорог.
    Ну утрированно говорю.
    Ведь кого там недавно подтянули на уголовное дело? кажется начальника Автодора... а что ему будет? ну 2-3 года условно.
     
  8. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    22.302
    Симпатии:
    7.392
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Эта байка уже трётся-трётся.. С тех времен, помню, меряют-меряют. Перемеряют. Есть документы, протоколы, доказывающие это? Дело о похищенных сантиметрах - начала нулевых - время наезда на партию Лужкова. "Отечество", кажется. Я не защищаю никого. Только чего ворошить гнилое дело, если у вас по нему ничего нового?

    Строительная смета - документ, в котором можно спрятать очень многое. Но формально там будут написаны правильные размеры. А считает вообще.. программа. Разобраться очень сложно. Сложно и заказчику. Например, заказчик - город. он устраивает конкурс, кто побеждает? Просто Чубайс или просто Сердюков? Все строительные фирмы имеют хозяев, которые повязаны там, наверху. А практически это коллектив, который зарплату получает и, как правило, каких то коррупционных связей с заказчиком не имеет. Им говорят: вы должны зарабатывать, должны выигрывать конкурсы, прибыль от вас должна вот такая вот. Поэтому сметчики обсчитывают всё как полагается. Прибыль, налоги - всё в смете стандартное, запрограммированное. Приносят заказчику эти "честные" 10 миллионов, к примеру. Заказчик даже не лезет в расчеты, говорит: у кого выше шести, можете на конкурс даже не приходить. Сметчики колдуют - с зарплатой, или еще какие там секреты. Проверяемые размеры должны те же оставаться, характеристики материалов, влияющие на прочность - тоже. Получают 5 999 999. Ну, в общем, все остальные тоже такую смету принесли... И как то там кого то выберут... А реальное строительство - совсем другая песня: сколько заплатят рабочим, к примеру... В общем, надо быть строителем, чтобы понимать эту кухню. А кто не понимает, говорит, что Лужков что то там велел заузить...
     
  9. Анахорет

    Thread starter

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.887
    Симпатии:
    895
    Пол:
    Мужской
    Ярославна, да я про лужковские сантиметры вставил как пример. Ведь по любому, дыма без огня не бывает.
    А по поводу эти конкурсов/тендеров, тут ведь вопрос скользкий.
    При желании, заказчик всегда может и дополнительное финансирование пробить. Да и со сметами я работал одно время. Опытный сметчик при необходимости может любые суммы раскидать там так, что вообще не подкопаешься. Абсолютно всё по закону.
    Только уходят они на другое дело.
     
  10. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    22.302
    Симпатии:
    7.392
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Анахорет, ну вот это "дыма без огня" ваше меня и раздражает. Мне лужка не жалко, но вы всем раздаёте бездоказательно.

    Высокие цены на дороги, самолеты, пароходы делаются. И, полагаю, при капитализме- везде. Поэтому что если смотреть по себестоимости плюс скромная прибыль - так нигде не живут. Согласна, в западных странах малому бизнесу полегче, а у нас и его обдирают. Вычитала, что палатка с фаст-фудом на ВДНХ должна в месяц платить 200 тысяч аренды плюс еще чего то. И это еще по-божески. И официально. А высокотехнологичные изделия и работы делают дорогими. Это не только дороги.
     
Загрузка...