Первый светофор в России: где и когда появился

Тема в разделе "История столицы", создана пользователем Belka, 14 июн 2019.

  1. Belka

    Thread starter

    Belka Почетный гражданин

    Сообщения:
    6.165
    Симпатии:
    2.630
    Пол:
    Женский
    Порой кажется, что некоторые вещи из нашего повседневного быта были всегда. А вы знали, что первый светофор в России появился всего лишь 90 лет назад. Удивительно, верно? Ведь транспорт был всегда, и в крупных городах наверняка нужно было регулировать движение.

    Ещё с тех времён, как люди научились запрягать лошадей в повозки и ездить верхом, регулярно стали происходить ДТП. По уверениям историков, впервые о правилах дорожного движения задумался ещё Гай Юлий Цезарь. Он несколько раз пытался ввести какие-то правила, но все его попытки закончились провалом. Первым прототипом светофоров были... рабы.

    Рабам надевали на плечи коромысла с чашами вместо вёдер на концах этого коромысла. В чаши заливалось масло с различными добавками, которые горели разным цветом. Рабы должны были стоять на перекрёстках и поднимать то один, то второй конец коромысла, чтобы указывать колесницам, когда им можно ехать.

    Высшая знать всегда считала, что у них есть безусловное преимущество во время движения, а «чернь» должна всегда уступать дорогу (такие случаи и сейчас нередки), и никто не обращал внимания на сигналы рабов.

    В Средние века снова попытались регулировать движение, и снова потерпели поражение, потому что аристократы не желали уступать дорогу простолюдинам.

    В середине 19 в. в Европе на дорогах стало ездить очень опасно. Всадники, кареты, телеги, пешеходы, всё это перемещалось как попало, и срочно нужно было принимать меры, чтобы избежать больших жертв.

    До того времени, когда появились первые светофоры в России, оставалось совсем недолго, и как развивалась идея регулировать движение световыми сигналами, рассмотрим подробнее.

    Информация о первых светофорах


    Для регулирования движения поездов уже давно использовались семафоры и это работало. Машинисты выполняли указания семафоров и железнодорожные аварии, если и случались, то по другим причинам. Джон Пик Найт прежде конструировал железнодорожные семафоры и именно ему пришла в голову сделать нечто подобное для городских улиц.

    Семафор Найта состоял из двух стрелок и газового фонаря. Для управления стрелками нужен был специальный человек, который поднимал стрелки-указатели, и опускал их. Стрелки, поднятые параллельно земле – означали знак «стоп», опущенные – движение разрешено. В тёмное время суток, когда стрелок было не видно, движение регулировалась газовым фонарём, который, с одной стороны, имел красный цвет, с другой — зелёный. Этот фонарь нужно было крутить и оборачивать нужным светом в определённую сторону.

    pervyi-svetofor-v-mire.jpg

    Первый газовый светофор (семафор) был установлен 10.12.1868 г. в Лондоне, напротив здания парламента.
    Инфо
    Точно известно, кто изобрёл первый светофор в мире. Это работник железной дороги Джон Пик Найт, в 1868 году.

    Ради справедливости отметим, что этот светофор взорвался спустя месяц, тяжело травмировав оператора светофора. В связи с этим газовые семафоры запретили во всей Англии. На этом, история первого светофора едва не закончилась, ведь этот метод подачи сигналов сочли опасным, но саму идею регулировать движение городского транспорта – оценили.

    С этого момента в Европе начали разрабатывать единые правила движения и попутно изобретать безопасный светофор. С этим не сильно клеилось, так как у предлагаемых конструкций было слишком много недостатков.

    Лишь в 1910 г., американский инженер Эрнст Сиррин из Чикаго, изобрёл и запатентовал автоматический светофор. Этот механический прибор не имел подсветки, а лишь две таблички, на которых было написано «Stop» и «Proceed». Таблички менялись через определённый промежуток времени, но по вечерам увидеть сигнал этого светофора было невозможно.

    svetofor-sirina.jpg

    Первый светофор, работающий от электричества, разработали в США в 1912 г. Изобрёл его Лестер Вайр, и светофор мог светиться поочерёдно красным и зелёным цветом. С этого момента история создания светофора пошла именно по этому пути. Все последующие решения лишь усовершенствовали светофор Вайра.

    svetofor-vaira.jpg

    Так было, пока в 1914 году, Джеймс Хог разработал очередной светофор, который помимо световых сигналов, издавал резкий звук. Этот светофор требовал управления со стороны, управлял системой оператор, для которого была установлена стеклянная будка, неподалёку от самого светофора.

    Инфо
    День светофора в мире празднуют 5 августа, в честь установки первых электрических светофоров Хога в 1914 году.


    Уильям Поттс и Джон Ф. Харри в 1920 г. разработали очередную модель светофора, которая имела уже три цвета: красный, жёлтый и зелёный. Власти Детройта одобрили эту модель, и вскоре по всей Америке на дорогах были установлены светофоры Харри и Поттса.

    svetofor-pottsa-i-kharri.jpg

    Постепенно трёхцветные светофоры ввели во Франции, в Германии, и чуть позже в Великобритании.

    Гэррэт Морган был озабочен тем, что в США на тот момент существовало около 50 разновидностей светофоров, но все они требовали участия регулировщика-оператора. Регулировщик не всегда был беспристрастен, и нередко давал преимущество в движении дорогим лимузинам, а трамваи и пешеходы должны были ждать неопределённое время. Светофор Моргана имел простейшую схему, свет переключался автоматически, через определённый промежуток времени, без участия человека.

    В 1923 г. Гэррэт Морган зарегистрировал патент на первый светофор, который работал в автоматическом режиме и соответствовал принципам демократии и равенства на дорогах. По удивительному совпадению патент Моргану выдали 5 августа, который отмечают, как «День светофора», но в честь другого изобретателя: Джеймса Хога.
    Светофоры Моргана фактически уничтожили все остальные разработки, и даже сейчас, практически все современные светофоры используют схему Моргана, с цветовой схемой Поттса и Харри.

    Когда появился первый светофор в России


    Россия всегда шла своим путём, и случай со светофорами не исключение. Начало века Россия провела в войнах, революциях, и было не до обустройства дорог. Да и самих дорог, как таковых было немного. Хотя, молодая советская власть достаточно активно занялась автомобилестроением и развитием общественного транспорта в крупных городах. К 1920 г. в Москве уже были трамваи, автомобили, и транспорта было более чем достаточно. Всё это требовало порядка и каких-то правил, но до этого было ещё далеко.

    Наверняка многие не сомневаются, в каком городе появился первый светофор, и тут же назовут Москву, но это ошибка. Первый светофор в России появился совсем не в Москве. В столице было на тот момент слишком много транспорта, и проводить такие эксперименты на перегруженных улицах было опасно. Первый светофор в России был установлен в городе на Неве –Ленинграде, на перекрёстке проспектов Невский и Литейный.

    Инфо
    Известна точная дата, в каком году появился светофор в России. Это широко освещалось в прессе, и все жители Ленинграда пришли взглянуть на это чудо. 15 января 1930 г., состоялось торжественное открытие семафора.


    Первый светофор был всё ещё механическим, наподобие часов. Большая стрелка вращалась по кругу, и указывала участникам дорожного движения на режим, в котором им нужно двигаться. Это устройство всё ещё называлось семафором, но оно хорошо себя зарекомендовало. Движение стало более упорядочено и водителям нравилось смотреть на стрелки, и ехать по правилам.

    Когда появился светофор в Москве


    После того как в Ленинграде прижился светофор, было решено установить такие же светоуказатели и в столице. Первый светофор в Москве поставили на углу Кузнецкого моста и Петровки 30 декабря 1930 года.

    pervyi-svetofor-v-rossii-gde-i-kogda-pojavilsja.jpg

    Механический светофор был не очень хорош, но собственных разработок в этом направлении не велось. Советская власть поступила разумно: она использовала изобретение Моргана, но чуть изменив его. В те годы строго следили за законностью, и нарушать патенты было недозволенно никому, даже Советскому Союзу. Что оставалось делать? Правильно, чуть изменить и заявить, что это совсем не тот светофор, который указан в патенте американца.

    Всего в СССР сделали несколько моделей светофора. В одних светофорах перевернули его вверх тормашками, чтобы зелёный свет был сверху, а красный внизу. В других светофорах расположение цветов оставили, но заменили зелёный свет на синий. Неизвестно, когда в России прошёл переход с первых механических светофоров до электрических, но в Большую советскую энциклопедию слово «светофор» вписали в 1932 г. Это может значить только то, что в СССР эволюция светофоров пошла по кратчайшему пути, и у нас появились сразу, практически совершенные светофоры.

    В 1959 г., была создана Международная конвенция о дорожном движении и о дорожных знаках. Эта конвенция упразднила все патенты, и подписав соглашение, СССР получил право использовать оригинальные схемы светофора Моргана, с цветовой гаммой Харри и Поттса.

    Современные светофоры не слишком отличаются внешне от тех, что были ещё 50 лет назад, но несколько изменились их «внутренности». Галогенные лампы сменили лампы накаливания, а светодиоды потеснили галоген. Лампы на светодиодах экономически выгодны, и в случае выхода из строя одного или нескольких светодиодов, светофор всё так же продолжит работать.

    В крупных современных городах все светофоры объединены в единую сеть и синхронизируются через GSM-модем. По идее, такая система призвана упорядочить движение, и не допустить образование пробок. И эта система работала бы хорошо, если не «человеческий фактор». Опытные водители знают, что «пробки» создают не светофоры, а отдельные торопыги, которые игнорируют сигналы светофора, и пытаются проскочить на жёлтый. Они совершенно не учитывают то, что им наперерез может двигаться такой же водитель, который на жёлтый уже стартует.

    Сейчас разработаны светофоры с различным интерфейсом. Светодиоды дают широкие возможности для размещения на них нужной информации. Есть светофоры для автомобилей, с указанием разрешённого направления. Светофоры для велосипедистов, для пешеходов, и с таймером, показывающим время до переключения сигнала.

    kakie-byvayut-svetofory.jpg

    Постепенно городские власти обновляют светофоры, но что делают со старыми?

    Чаще всего их списывают в утиль. Часто, но не всегда. В Лондоне напротив рынка Billingsgate Market, установлен памятник светофору, в виде «светофорного дерева», которое называется Traffic Light Tree.

    svetofornoe-derevo-v-londone.jpg

    Эта восьмиметровая инсталляция появилась на перекрёстке ещё в 1999 г., благодаря Пьеру Вивану, скульптору из Франции. Художник создал подобие дерева из 75-ти списанных светофоров, и абсолютное большинство водителей считают этот перекрёсток самым креативным и красивым в Лондоне.

    Все светофоры рабочие, но естественно, ориентироваться на их сигналы нельзя. Это просто памятник старым светофорам, на которые можно полюбоваться вечером по дороге домой.

    Такое светофорное дерево было единственным в мире, пока мэр Пензы Роман Чернов в 2011 не посетил Лондон и не впечатлился этой идеей. Вскоре, в городе появилось подобное «дерево», правда, в два раза меньше. Списанных светофоров набрали всего лишь 36 штук, но даже их хватило на небольшое «деревце». Светофорное дерево планировалось включать лишь по выходным, но жителям Пензы оно так понравилось, что сейчас его включают каждый вечер, с наступлением сумерек.

    svetofornoe-derevo-v-penze.jpg

    Кроме того, это нечто вроде музыкального светофора, так как его огоньки мигают в такт музыке, что приводит в восторг и детей и взрослых. Так что, можете всем сказать, что в мире существует всего два «светофорных дерева»: одно в Лондоне, а второе в Пензе.

    Памятников светофорам не очень много. И это не столько арт-объекты, сколько напоминание о необходимости соблюдать правила дорожного движения. Заказчиками памятников выступают, как правило, ГИБДД города или городские власти.

    Памятник в Новосибирске установлен на месте самого первого светофора в городе.

    pamjatnik-svetoforu-v-novosibirske.jpg

    Это случилось в 1936 г., и тогда светофоры всё ещё переключались вручную. Забавный памятник, который показывает, насколько быстро мы забыли прошлое, и не обращаем внимания, как быстро изменились окружающие нас вещи.

    Многие помнят стихи про дядю Стёпу, который, всегда помогал детям и взрослым. И даже однажды достал воробушка, который случайно залетел в светофор. Именно момент с воробушком московские работники ГИБДД посчитали самым трогательным, и заказали скульптору Александру Рожникову соответствующий памятник.

    Pamjatnik_postovomu_Djade_Stepe_1.jpg

    Если вы когда-нибудь забредёте в район Управления ГИБДД Московской обл., что у пр. Мира, обязательно оцените этого трёхметрового великана. Изначально, дядя Стёпа-регулировщик должен был быть окружён детьми, которых он переводил через дорогу и отвлёкся на птичку, но в целях экономии, от детей решено было избавиться. Памятник всё равно вышел добрый и чудесный, даже без детворы.

    Важно
    Теперь, стоя в пробке или просто подъезжая к перекрёстку, вы вспомните историю возникновения светофоров и уже не будете нетерпеливо подгазовывать. Ведь столько веков, столько людей работали, чтобы движение по дорогам было безопасным, а игнорируя сигналы дорожных указателей, вы сводите всю эту многовековую работу на нет, и рискуете не только своей жизнью, но и жизнью других участников дорожного движения.
     
    Tsar, Ярославна и Анахорет нравится это.
  2. Анахорет

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.887
    Симпатии:
    895
    Пол:
    Мужской
    Времена меняются, а люди остаются прежними.
    Слушайте, а ведь забавная ситуация, вот как мог работать газовый светофор? Меня интересовало техническое устройство. Ведь не подводили бы нему специальный газопровод.
    И вот ещё, написано что в Ленинграде открылся семафор. А чем он от светофора отличался?
     
  3. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    22.311
    Симпатии:
    7.395
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Belka, отличный рассказ! И я тоже хочу светофорное дерево! Да в Москве можно целый лес высадить!:D

    Светофор светит, а семафор вроде как чисто механическая смена сигналов - типа жёлтый кружок на зеленый. Но надо будет точнее посмотреть. На железной дороге сигнальные устройства сейчас тоже называются светофорами - потому что светят!
     
    Belka нравится это.
  4. Belka

    Thread starter

    Belka Почетный гражданин

    Сообщения:
    6.165
    Симпатии:
    2.630
    Пол:
    Женский
    Анахорет, семафор назывался по аналогии с железнодорожными семафорами. Когда же стали использовать лампы, название поменяли на светофор, что дословно с греческого означает "несущий свет".
    Это уже совсем другая история. :cool: В 19 веке широко использовалось уличное освещение газовыми фонарями, и только в одном Лондоне их было более 50 тыс. Газовые фонари часто взрывались, и чтобы стать фонарщиком (зажигать фонари и обслуживать их), нужно было пройти обучение.
     
  5. Анахорет

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.887
    Симпатии:
    895
    Пол:
    Мужской
    А я вот ещё хотел добавить про новые светофоры - лазерные. Говорят что в Японии они появились в некоторых местах.
    Думаю, что как только задумаю у нас на этом деле бабки отмыть, то в Москве обязательно поручат это дело Чубайсу устанавливать.
    лазерный светофор.jpg
     
  6. Starshev

    Starshev Новичок

    Сообщения:
    15
    Симпатии:
    1
    Пол:
    Мужской
    Лазером можно и стенку или шлагбаум нарисовать на дороге. Я думаю проблема проезда перекрестков на красный будет исчерпана.
     
  7. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    22.311
    Симпатии:
    7.395
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Светофор- голограмма? Лежачий полицейский- гологамма?)) Едут - а поперек дороги лежит такой...
     
Загрузка...