Главные причины принятия христианства на Руси

Тема в разделе "Религии России", создана пользователем Анахорет, 27 окт 2018.

  1. Анахорет

    Thread starter

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.887
    Симпатии:
    895
    Пол:
    Мужской
    Без погружения в реалии жизни X века, невозможно понять причины принятия христианства на Руси. В это время, сложнейшие политические процессы проходили в Византии и Западной Европе, ислам, пребывая в пассионарной стадии развития, жёстко конфликтовал с окружающими территориями, варвары с севера тоже искали новые земли на юге. На этом фоне происходило крещение Руси, и причина принятия христианства до сих пор остается под ажурным покрывалом Нового Завета.

    древняя русь.jpg

    Кто первым принял крещение на Руси?


    А что такое, собственно говоря, Русь? Чтобы понять кто принял крещение на Руси первым, надо определиться с терминологией.

    язычество.jpg

    Русь, это название племени варягов (варваров, норманнов), аналогично племенам Чудь, Весь, Корсь, Кривичи. Любопытно отметить, что в языке угро-финских народов, шведов называют словом «руотси», то есть русские. Само же слово происходит от названия побережья Утланда – Рослаген. А это слово имеет в своём основании название гребцов (мореходов) – Ропсмен.

    призвание рюрика.JPG

    В пользу этой версии, говорят и записи в Византийских документах, где отдельно именуются славяне и русины (русские). Не менее важно, и появление терминов «Русская земля» и «Русский народ».

    Земля русов, упоминается во всех документах Византии с 839 года, а русский народ вошёл в архивные записи только с XII века.

    Правды ради следует упомянуть договоры с Византией, которые подписывали князья Олег и позже Игорь, где встречаются удивительные сочетания в следующих словах: «Мы от народа русского подписываем этот договор: Ингвар, Ульмас, Карл, Свинель и т. п.». То есть от русского народа подписывали люди с чисто скандинавскими именами.

    Аскольд.jpg

    Однако, многие из варягов, побывав в Константинополе, крестились и получали христианские имена. Одним из ярких примеров, служит князь Аскольд. В вопросе, какой киевский правитель первым принял крещение на Руси, ему принадлежит пальма первенства. Крестился Аскольд в 866 году, после набега на Константинополь и получил имя Николай. И его канонизацией сейчас занимаются на Украине.

    По другой версии, первым правителем Киева, принявшим крещение, была святая Ольга, бабушка князя Владимира. Только правила она гораздо позже.

    Крещение Ольги.jpg

    Но это крещение было лишь предвозвестником массового крещения на Руси, которое началось при князе Владимире.

    А так как к этому времени, бо́льшая часть его дружины была крещена, то и первым городом на Руси, принявшим крещение был Киев. Хотя на территории Российского царства и даже Российской империи, существовали епархии и митрополии, которые были образованы ещё в III—V веках и просуществовали до XVI—XVIII веков.

    К ним относятся Херсонская, Готская, Кафская епархии. Но они находились на территории Крыма, и во времена их формирования не было даже такого понятия, как Киевская Русь.

    В каком году произошло крещение Руси?


    Есть несколько подходов, к определению даты крещения Руси. Но все они сходятся на 988 и 990 годах. Разумеется, что в этих датах не принимаются в расчёт Аскольдово крещение.

    византия храм.jpg

    Но уже во времена Римской Империи, на территории Крыма была епархия. Только жили в то время на этой территории готы. Первые упоминания о крещение русских предков, относится к середине IX века. Но это было не крещение Руси, а по Божественному промыслу, обращены в христианскую веру и крещены были ратники из варяга-русских отрядов, делавших набеги на крымские города. Это был только эпизод из истории. Достоверно известно, что одни из первых князей Киева, Аскольд и Дир, были крещены.

    Есть ещё любопытный документ – нотиция Льва Мудрого. В ней отмечались все новые епархии и церкви, а открывались они там, где были византийские миссионеры. Так вот первое упоминание о киевской церкви относится в 862 году.

    В 861 году, константинопольский патриарх Фотий Первый, отправил на южные рубежи европейской Скифии, миссионера и митрополита Михаила. Он в 862 году возглавил только что образовавшуюся русскую церковь, в которой было около полутысячи членов крещёных братьями Мефодием и Константином (Кириллом). Это вполне официальная дата образования первой русской церкви. Но в Киевских Летописях, этому году соответствует дата образования Русского Государства. Многие историки сходятся во мнении, что Вещий Олег преднамеренно изменял летописи, будучи ярым сторонником язычества и противником христианства. И только что образовавшаяся церковь, была в ранге гонимой.

    Князь Игорь Рюрикович тоже был язычником, но не был гонителем христиан. В его окружении, и среди киевской знати, христиане занимали заметное положение. Но это было не из-за его толерантности, а оттого, что все они были гораздо более образованными. Его жена, и впоследствии де-факто правительница Руси, княгиня Ольга, уже сама приняла крещение в Царьграде. Но не желая насаждать крещение силой, она воспитывала своего сына Святослава в духе терпимости. Он уже относился к христианству индифферентно. А вот своего внука, Владимира, она воспитывала, закладывая в него семя постоянного поиска Истины. Правда, свои ростки оно дало не без промысла Божия, только после того, как в нём перегорела «бесшабашность» юношеского максимализма и случая с жертвоприношением христианина Феодора.

    в храме святой Софии.jpg

    Хотя свою роль в катехизации, сыграла и его наложница, бывшая жена Ярополка. Ведь до этого, она была греческой монахиней. А в истории известно много случаев, когда жёны влияли на мужей в принятии того или иного решения.

    А ко времени прихода к власти князя Владимира, в Киеве было довольно много христиан, а среди приближённых ко двору их было ещё больше. В подтверждении этому факту, можно привести и известный эпизод с человеческим жертвоприношением которое совершил князь Владимир. Дом убитого христианина-дружинника Феодора, стоял вплотную к княжескому двору. Это был непростой дружинник. И на месте этого дома, после своего крещения, князь построил Десятинный храм Богородицы.

    Именно убийство этого христианина, по мнению многих историков, кардинально изменило мировоззрение Владимира.

    Князь был опытным воином, и традиционно воспринимал христиан как слабаков, ведь они должны были подставлять правую щёку, после удара по левой. А в этом эпизоде он видел, что человек может идти насмерть ради Истины.

    Для языческого мировосприятия, эта категория находилась, вообще, за гранью понимания, о чём свидетельствует вопрос Пилата к Христу: «Что есть Истина?» (Ин 18:38).

    После этого происшествия, князь Владимир стал более глубоко смотреть на окружающие его события и на весь мир. Летописи сохранили сведения, о том что Владимир любил слушать греческих миссионеров, рассказывавших библейскую историю сотворения мира, становления христианства и порядках богослужения.

    Но это не стало важнейшей причиной принятия христианства на Руси. Выбор веры Владимиром, был предопределён его реформаторским характером. В своих мечтах, ему можно уподобить Петра первого, но только в устремлениях по преобразованию государства, а не по пути достижения этой цели.

    Доподлинно известно, что первыми кто пришёл к Владимиру в Киев с проповедью о Едином Боге, были мусульмане.

    Надо помнить, что ислам в X веке, находился на высочайшей стадии пассионарности. Если сравнивать арабский халифат того времени с Европой, то в современном представлении это будет аналогично сравнению нынешней Японии или Германии, с Тибетом или Намибией.

    В исламе, для Владимира притягивала возможность вести войны!

    Кто были дружинники? Это только и исключительно солдаты! Они не умели делать ничего более, кроме как воевать. И люди это были крайне простые – убить своего предводителя для них было обычным делом, если его заподозрят в слабости.

    Отец Владимира, князь Святослав, именно ссылаясь на этот фактор, отказывался принимать христианство: «Надо мной будет дружина смеяться». Так, он ответил своей матери, княгине Ольге.

    Но мусульманские послы хотя были встречены в Киеве, но одобрения не получили.

    Приходили представители Римского Папы, которые убеждали войти в христианское лоно по латинскому обряду. Но и этой проповедью Владимир не вдохновился. При этом введения богослужения на родном для новообращённых народов языке, было табуировано Римом. А ведь славянская письменность уже хорошо прижилась в Киевской Руси. Кроме того, были и первые книги на родном языке. Как итог, греческие каноны, обрамлённые славянской письменностью, легли на благодатную почву.

    Иудеи тоже приходили к Владимиру. Хотя Хазарский Каганат был разбит и уничтожен, но в Киеве того времени была довольно большая иудейская община.

    Эти миссионеры получили сразу отказ, ибо принимать веру того народа, у которого даже не было своей земли (страны), мудрый правитель не захотел, ответив словами: «Не того ли вы и нам желаете?».

    Греческие посланники привлекали к себе не только более высоким статусом Византии, но и удобством совершения богослужений на славянском языке.

    Дополнительно были отправлены посольства в разные страны, чтобы посмотреть, как эти люди служат своему Богу.

    То, что сказали послы, прибывшие из Царьграда, вошло в летопись: «Мы не знали где были, на небе или на земле. Отпусти нас князь. Ибо если человек хоть раз вкусит сладкое, то горькое он больше не пожелает».

    землетрясение в Царьграде.jpg

    Мистическим совпадением можно назвать и то, что буквально через год после посещения послами Владимира храма Святой Софии, произошло землетрясение 989 года в результате которого разрушился купол. А смогли бы эти послы, прибудь они на год позже, испытать такой душевный подъём в другом храме?

    Последним аргументом было слово, сказанное знатными горожанами на совете: «Если бы была греческая вера плоха, то не приняла бы её твоя бабка (княгиня Ольга)».

    Но это было только одна из плоскостей в принятии решения о крещении. Есть и другие, не менее значимые обстоятельства.
     
    Последнее редактирование: 27 окт 2018
    Albatroz нравится это.
  2. Анахорет

    Thread starter

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.887
    Симпатии:
    895
    Пол:
    Мужской

    Амбиции и дружина


    Князь Владимир был достаточно амбициозен, и оставаться в роли обычного князя для него было уже маловато. А чтобы поднять свой статус, требовалось породниться с кем-то, кто был несоизмеримо выше его по положению.

    Единственной возможной партией для того времени, были правители Византии.

    Европа того времени, представляла собой конгломерат нищих, полуязыческих государств. Население самых крупных городов вроде Парижа или Кёльна, не превышало 10 тысяч человек. А например, в Багдаде, в это же время, было более десяти тысяч бань! Население этого доиндустриального города приближалось к миллиону (хотя это было и не лучшие время для Багдада).

    Константинополь превосходил все города того времени красотой, мощью и уровнем образованности. Породниться с императором Византии, было несбыточной мечтой многих амбициозных людей того периода.

    Анна Византийская.jpg

    А ведь принцесса Анна, была дважды багрянородной.

    Термином багрянородный, награждали членов семьи императора, если в момент рождения, родитель был полноправным правителем. Так как обычно, императоры заступали на престол в зрелом возрасте, то статус багрянородных получали только поздние дети. Но принцесса Анна родилась за три дня до смерти своего отца – императора Романа II; который сам родился во время правления своего отца, Константина VII.

    Но и получить в жёны византийскую принцессу было практически невозможно! За всю историю Византии, случаев, когда даже не багрянородная принцесса, а какая-то родственница императора, выдавалась замуж «на сторону», можно посчитать по пальцам одной руки.

    Варяги.jpg

    Не менее значим, был и вопрос с обращением дружины и всей своей вотчины в христианство. Требовалось всё обставить таким образом, чтобы абсолютно всем было понятно: после крещения, Владимир получил максимальное признание.

    Как увидим ниже, возвращение князя Владимира было воспринято как абсолютный триумф! Он вернулся победителем, взяв себе в жёны византийскую принцессу!

    Все видели, что приняв христианство, князь не продался грекам, а наоборот, взял над ними верх. И дружина поняла, что Христос, это не Бог греков, а Бог тех кто в него верит. И этот Бог, даёт безвозмездно то, что не могли дать языческие божки.

    Единого мнения по поводу мотивов принятия крещения князем Владимиром нет. С одной стороны, можно рассматривать это как результат его духовного преображения, а с другой стороны крещения требовало соглашение с Константинополем. Но эти события были очень близки по времени, и даже условия договора с Царьградом были как бы этапами его внутреннего перерождения. Несомненно, только одно – после крещения князь Владимир получил дары Святого Духа и его духовное перерождение почти все историки сравнивают с перерождением гонителя христиан Савла, в апостола Павла.

    Крещение Руси. Ход событий.


    В 987 году, два византийских военачальника, сначала Варда Склир, а затем и Варда Фока, организовали восстание против Василия II Болгаробойца. Силы восставших были очень значительны, и Византия, оказавшись в очень опасном положении, обратилась за помощью к своим врагам, руссам.

    поход на Корсуль.jpg

    Владимир понимал, что достичь такого же процветания и уровня развития как в Царьграде, можно только породнившись с единственной в то время царствующей династией. И за свою помощь в борьбе с восставшими, он попросил в жёны сестру Византийского императора. Поначалу из Царьграда пришло одобрение, но потребовалось крещение Владимира.

    До нас дошли сведения, что принцесса Анна со слезами умоляла не отдавать её варвару. Ну как она, выросшая в императорских покоях, вся изнеженная и высококультурная, могла отправиться в дикие края, где у её будущего мужа целые гаремы жён и наложниц?

    Однако для христианского благочестия, определяющими являлись слова ап. Павла: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим». (1 кор. 7:12). И в Византии, миссию Анны, этой рыжеволосой красавицы, рассматривали именно как катехизаторскую задачу.

    Влдимир и Анна.JPG

    Князь исполнил все свои обязательства, а Василий второй, передумал отдавать свою единственную сестру замуж за Владимира.

    Этот эпизод довольно странный, но в его пользу говорит свидетельство современника, армянского историка Стефана Асохика. Он описывает случай, когда Василий II, прислал булгарскому правителю вместо принцессы, какую-то похожую на неё женщину. Но всю эту процессию возглавлял епископ. Булгары быстро раскусили обман, и сожгли всю присланных людей заживо.

    После XII века, не сохранились исторические записи всех происходивших событий. Арабские летописцы говорят, что Владимир сначала крестился, а потом уже предоставил помощь Василию II. Армянские историографы свидетельствуют, что Херсонес был взят, чтобы заставить византийского императора выполнить своё обещание.

    Но более правдоподобной видится следующая последовательность развития событий:

    · 987 год – крестился князь Владимир, приняв имя Василий;

    · 988 год – осада и взятие Корсуни, в отместку за то, что Василий II не выдал замуж свою сестру Анну;

    · 988 год – прибытие принцессы Анны со свитой в Корсунь и женитьба князя Владимира;

    · Апрель 989 года – решающая помощь воинов князя Владимира, в подавлении восстания Фоки Варды;

    битва с фкой вардой.jpg

    · 989 год – триумфальное возвращение в Киев и крещение Руси.

    Возвращение.JPG

    Владимир, в отместку за вероломство Василия II, ввёл свою Церковь в юрисдикцию Охридского епископата Болгарской Церкви, в то время автокефальной. Это продолжалось до покорения Охриды греками в 1018 году и соответственно упразднения автокефалии. А в 1037 году, византийские посланцы, по разрешению Ярослава Мудрого, провели ревизию всех летописей, удалив и переписав факты этих смутных десятилетий. До нашего времени дошли лишь обрывочные сведения западных и арабских летописцев, которые, не будучи заинтересованы, изложили факты как есть.

    Крещение киевлян.jpg

    Крещение киевлян, проходило мирно, с полным согласием в правильности выбора веры. Перуна свергли с пьедестала и выбросили в Днепр. А призыв к крещению от князя Владимира был очень своеобразный, он объявил: «Собирайтесь все на Днепре для крещения. Кто не придёт, противен мне будет».

    Призыв был мягкий, без силового нажима. Но в летописи сохранились высказывания киевлян: «Раз князь выбрал эту веру, то она хорошая. Плохого он не выбрал бы».

    Простой народ, видя, как преобразился правитель, как радикально изменилась его жизнь и отношение к ценностям, следовал за ним. Никто принудительно не заставлял людей креститься. Но если ты друг князю, то принимай и веру его, принцип был простой и понятный.

    Постепенно крещение шло по территории государства. Сами люди видели разницу между христианством и язычеством. И принимали христианство добровольно.

    Встречались, конечно, и противники. Но они были разрозненны, малочисленны, а значит и не могла оказать какого-то организованного сопротивления. Кроме того, язычество было ещё очень тривиально, оно только переходило из физического политеизма, к приданию своим идолам образов животных и людей. Религиозного учения по факту не было. Существовали верования разных племён.

    славянское капище.jpg

    Остатки анимализма, так и не дозревшего до антропоморфизма, в народной памяти остались изображениями в национальных орнаментах петушков, конских голов, названием солнечного луча «зайчиком». Во многих проявлениях, люди становились «двоеверными». Дома, они сохраняли элементы старого культа как домашние обереги. Вытеснение их происходило через просвещение и замещение на протяжении веков, хотя в некоторых проявлениях осталось и поныне (Иван-Купала, Масленица). А обветшавшие божки тоже не сгинули. Они перешли на более низкий мистический уровень и приняли «мрачное обличье», став бесами, только светоносное имя унаследовали: бес – bash, освещать в переводе с санскрита.

    Славянский имяслов в течение 1–2 поколений стал греческим.

    Из самых ярких эпизодов сопротивления следует вспомнить Новгород. Присланный туда епископ Иоаким, слишком агрессивно начал уничтожать языческие капища и идолища. Соответственно народ, подстрекаемый волхвами, взбунтовался. Но подоспевшая дружина из Киева, во главе дяди кн. Владимира – Добрыни, вступила в бой с горожанами. Как тактический манёвр, дружинники подожгли дома зачинщиков восстания. Вот отсюда и пошла поговорка, что князь Владимир крестил Русь огнём и мечом.

    Крещение новгорода.jpg

    В принятии христианства, была определённая закономерность. Чем дальше на север, тем более было ожесточённое сопротивление, а на юге язычники принимали христианство благосклоннее. Этой дифференциации способствовал тот факт, что на юге было очень много проезжих и прохожих людей разного вероисповедания. Жители уже имели представление о религиях. А вот на севере, ближе к финно-угорским племенам, количество волхвов и шаманов было слишком велико, да и народ в своей массе не мог сразу поверить, что какая-то новая вера лучше, чем весь сонм их божков. В летописях того времени, говорится о том, что в некоторых северо-восточных окраинах Руси, епископы жили чуть ли не в укреплённых фортах. Не стоит забывать и о том, что христианству больше сопротивлялись в тех местах, где централизация власти была ещё слабая. А из-за этого, новая вера виделась как ещё один элемент подчинения политическому центру.
     
    Последнее редактирование модератором: 27 окт 2018
  3. Анахорет

    Thread starter

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.887
    Симпатии:
    895
    Пол:
    Мужской

    Положительные и отрицательные последствия принятия христианства на Руси


    Самые ощутимые итоги крещения Руси можно было увидеть в Киеве. Князь Владимир, получив дар «вспоможения и управления» от Святого Духа (так, это охарактеризовал преп. Нестор), возгорелся в своем желании исполнить в жизни заповедь милосердия, сделать её не наслаждением для слуха и разума, а реальностью.

    КРещение Киева.jpg

    В истории известен только один подобный случай, это времена «Царственного священства», на заре зарождения Церкви. Только продолжалось это гораздо меньше.

    Из летописей можно узнать, как в те времена по Киеву ездили телеги, нагруженные провизией и одеждой, и всё это раздавалось на потребу нищим, убогим, голодным. Любой мог прийти к князю и испросить у него, что ему потребно. Это было как переворот в сознании людей того времени. Ведь блудная жизнь Владимира, его жестокость, алчность и даже человеческие жертвоприношения были известны далеко за пределами Руси. А после крещения произошла просто немыслимая перемена.

    В этом может быть, проявилась «широта русского духа», возможность почти мгновенного перемещения из одной крайности в другую, что стало впоследствии характерным признаком русского человека.

    Крещение руси 1.jpg

    Простые люди, приходя в Киев и видя такое изобилие, поражались не только щедрости князя, но и величию возможного преображения принявшими Христа. Экономические последствия принятия христианства на Руси не проявились одномоментно, а эстетические преобразования сразу же бросались в глаза.

    Греческие живопись, архитектура, пение пришедшие на Русь, зримо показали, что ничего подобного язычество дать не могло.

    св. София.jpg

    Но больше всего жители Киевской Руси были покорены книгами! Чтение, само письменное слово насколько захватило славян, что буквально в течение одного поколения вся Киевская Русь стала грамотной. Если книги были доступны не всем, то возможность писать письма/записки/послания, вошла в народ на самом глубоком уровне.

    Уже первое поколение христиан, в лице св. Иллариона, дало такое выдающееся произведение как «Слово о законе и благодати». Это шедевр даже для греческих мыслителей, а от неофитов такого даже не ожидали.

    Следует заметить, что даже при таких дарованиях, св. Владимир не впал в гордыню, а смиренно принимал советы и наставления Церкви, и одним из них было запрет на насильственное насаждение веры. Доходило до того, что князь отказывался казнить разбойников и душегубов. Но греческие епископы показали ему, что в библии прямо указывается апостолом Павлом: «ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». (Рим. 13:4).

    Владимир изменил правовое законодательство. Целые категории права перешли под управление церкви, например семейное право. Ведь здесь ярче всего прослеживалась разница между язычеством и христианством на бытовом уровне. Многие другие преступления ушли на церковный суд, как то : оскорбления, медицина, колдовство. От «права меча», общество перешло в «сферу благодати».

    Борис и Глеб.jpg

    Сыновья Владимира, Борис и Глеб, ярчайшим образом проявили эту благодать в своей жизни. Поступок этих двух братьев, настолько поразил христианский мир, что греки не могли это воспринимать. В их истории не было подобных случаев, чтобы правитель отдавал свою жизнь, дабы не зародилась междоусобица. И в память всех Рюриковичей это впечаталось на века. Все Рюриковичи боялись прослыть окаянными. Даже Иван Грозный не убил своего двоюродного брата Владимира Андреевича, а прислал ему послание с записью: «Ты должен умереть».

    Следует сказать о канонизации святого равноапостольного Владимира. Греческие иерархи противились этому. Как основной довод, они приводили отсутствие чудотворений. А на приводимые слова св. И. Златоуста «святость познаётся делами, а не чудесами», они не обращали внимания.

    Фактически же, Царьград был обижен уходом РПЦ в Охридский епископат. Но почитание князя Владимира как святого, на Руси началось ещё до официальной канонизации, примерно с 1263г. А официально он был причислен к лику святых в самом начале татаро-монгольского нашествия, но уже без участия Константинопольского патриархата.

    Итоги принятия христианства на Руси


    Принятие князем Владимиром христианства по греческому обряду, без преувеличения являлось определяющим для развития всего человечества, по крайней мере, на 1000 лет.

    Давайте предположим другие варианты развития истории.

    1. Сохранились документальные свидетельства XI века, что Владимир у шаха Харезма просил прислать кади (учителей), для обучения исламу.

    Если бы был принят ислам, то Константинополь пал не в 1452 году, а уже в XI веке. А вслед за Владимиром, ислам бы приняли и его северные родственники. В этом случае, мощнейшее давление мусульман не только с юга и юго-востока, но и с севера, и с востока, очень быстро бы покорило Европу. И сейчас бы была исламская цивилизация на всей планете.

    2. Если бы Владимир принял христианство римской традиции, то Константинополь также пал очень быстро, а папизм распространился до Тихого Океана. Греческое христианство окончательно бы угасло.

    3. Принятие иудаизма было маловероятно, но всё же... Ведь даже митрополит Илларион называет Владимира – каганом. В этом раскладе, иудаизм окончательно бы стал прозелитической религией и оторвался от еврейства. Ведь Русь уже тогда была гигантской страной, и всё связанное с еврейством имело бы другой оттенок.

    Русь православная.jpg

    Обобщая, можно констатировать следующий факт: выбор веры князя Владимира в конце X века, определил развитие человечества.
     
  4. Belka

    Belka Почетный гражданин

    Сообщения:
    6.165
    Симпатии:
    2.630
    Пол:
    Женский
    ... и изгнан будет из города.
    Сомневаюсь, что люди просто так вот с полпинка решили сменить веру дедов-прадедов. Как происходило крещение? Приезжала в город дружина с попами, крушила идола, имея в виду то, что Перун это никто и никакого наказания за поругание святыни нет, а потом всех скопом гнали на обряд. В Новгороде была бойня с язычниками, а "туземцы Ростово-Суздальской земли радостью преисполнились от крещения". Только указываются разные святители и разные годы крещения этих земель. Муромцы буквально несколько лет осаду держали и не пускали крестителей в город.
    Не всё так гладко было с крещением Руси.
     
    Albatroz нравится это.
  5. Анахорет

    Thread starter

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.887
    Симпатии:
    895
    Пол:
    Мужской
    Эти сомнения в тонкостях процесса крещения Руси в вас остались как наследие атеистического советского образования. Да и в постсоветское время, светские вузы дают старую картину, «одобренную советским отделом по делам религий».
    На самом деле, не было у людей какого-то религиозного учения, в рамках своего племенного культа.
    Уж на что академик Рыбаков был патриотом славянского язычества, но и он в конце жизни утверждал, что жителей Киевской Руси перед крещением, можно было уподобить tabula rasa. Не было у них устоявшегося культа, так, обряды какие-то, смысл которых уже был утерян.
     
  6. Tsar

    Tsar Администратор

    Сообщения:
    16.944
    Симпатии:
    5.267
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Москва
    Анахорет, вы проделали огромную работу, написали такую тему! Но я ее прочитал, и ничего не понял. Для меня тема религия — это темный лес. Митрополиты, финно-угорские племена, аскольд!!! Ничего не знаю, даже неловко. Надо образовываться, а может, я еще к этому не пришел?:See Stars:
     
  7. Belka

    Belka Почетный гражданин

    Сообщения:
    6.165
    Симпатии:
    2.630
    Пол:
    Женский
    Анахорет, это сейчас смысл утерян, или академик лукавит. Христианство насаждалось долго и упорно, и выбить язычество было очень тяжело. Если до сих пор существуют языческие обряды, но перекроены на христианский лад, это говорит лишь о том, что мы таки язычники. Чего только стоит замещение праздников. Пройдёмся по верхам, я всё же не академик, а скромный любитель.
    19-25 декабря - праздник Карачун. Это бог смерти, Чернобог.
    Сразу после Карачуна наступало Рождество солнца-младенца Коляды.
    31 декабря наступал Щедрый вечер
    19 января - Водосвет. В этот день вода становилась целебной, и нужно было искупаться в проруби, чтобы не болеть весь год.
    19-25 марта - Комоедица. Раньше блины называли "комы", и в эту неделю было принято печь блины, сжигать соломенное чучело Марены. Не узнаёте христианский праздник?
    22 мая - Трибогов день. В этот день прощались в весной и на стражу заступали три летних бога: Сварог, Перун и Велес. В этот же день принято было поминать души мёртвых и посвящать юношей в воинов. Сейчас этот праздник мы называем Троицей.
    День летнего солнцестояния бога солнца Купайлы. В этот день совершалось много обрядов, связанных с огнём и водой. В этот день травы обладали волшебной силой и из них изготавливали обереги.
    Не кажется ли Вам, что славян-язычников намеренно представляли дикарями, молящимися на каменных идолов, и не имеющих каких либо собственных традиций и культуры?
     
  8. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    22.311
    Симпатии:
    7.395
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Выбор Владимира был политическим. Вера, конечно же, какое то время насаждалась. Но, думаю, население Руси было в то время в отношениях с крестителями более равноправно, нежели много позже отношения были у миссионеров с туземцами. Русичи в целом поняли, чего от них хочет их элита, приняли к исполнению и в некотором роде трансформировали Христианство на свой лад, теперь это Православие.
    Скорее, представляли более суровыми, язычество очень практично и логично. А христианская вера как бы идет от сердца.
     
  9. Анахорет

    Thread starter

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.887
    Симпатии:
    895
    Пол:
    Мужской
    Согласен, тема очень многогранна и чрезвычайно сложная.

    Я готовил материал по лекциям:
    1. д.и.н. проф. МГУ Кузенкова.
    2. книга Веры Ерёминой.
    3. д.и.н. проф. МГИМО Зубова А.Б.
    4. д.и.н. проф. Данилевский.

    Все они говорили в одном духе, но разными словами и категориями оперировали. Надо было этот материл совместить.

    Там на самом деле очень важно понять положение (состояние) ойкумены, на этот период времени. Нам это трудно осознать, у них свои категории ценностные были.
    Надо в тему погрузиться. А это можно сделать если только не занят другими вопросами и делами. Тогда ещё можно что-то своё сформировать. Ну все процессы в единую концепцию вписать.

    Иначе всё действительно как-то не очень связанно получается.
    Я ведь даже много оставил за бортом по поводу входа в Орхидскую митрополию. А какие процессы проходили в Болгарском царстве? Да что там Семён I Великий творил! А как князь Святослав Игоревич бурогозил!
    Эх были времена!
     
  10. Albatroz

    Albatroz Гражданин

    Сообщения:
    3.794
    Симпатии:
    1.711
    Пол:
    Мужской
    Новый завет был написан примерно на 1000 лет раньше крещения Руси :)
    Вы правильно обратили внимание на очень интересную особенность системы организации власти в Киевской Руси:
    Все крупные руководящие посты занимали скандинавы, потомки викингов (варягов)
    То есть, собственно население страны и правящая верхушка были разных национальностей.
    Но для эпохи великих завоеваний викингов это обычное явление: руководство Великобритании, Франции, Дании и еще множества европейских стран тоже состояло из потомков викингов.
    Это их методика управления оккупированными странами.
    Мне кажется странным и маловероятным, что победитель принял религию побежденного противника.
    Так не бывает.
     
Загрузка...