Образование в России в 17 веке: как раньше учились?

Тема в разделе "Мир истории", создана пользователем Анахорет, 28 ноя 2017.

  1. Анахорет

    Thread starter

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.887
    Симпатии:
    895
    Пол:
    Мужской
    Сразу следует сказать, что образование в России в 17 веке не было централизованным и сколько нибудь систематизированным. По крайней мере в начале века. Но вот ближе к концу XVII века, в стране произошли колоссальные изменения.

    Общая характеристика образования России в 17 веке


    XVII столетие знаменательно тем, что полный календарный век Русь считалась царством, а на престол взошли Романовы. И если вначале века была чудовищная смута и раздрай во всей стране, то к концу века положение стабилизировалось настолько, что Пётр Великий начинал свою бурную деятельность.

    Именно культура России XVII века, образование, архитектура, живопись и литература получили мощный импульс развития по новому пути – пути секуляризма.

    В общество, где люди жили традиционным укладом с теоцентрическим сознанием, постепенно начинает вторгаться мирская суета. Первый удар по этому сознанию нанёс спор «иосифлян» с «нестяжателями». Верх взяли последователи св. Иосифа Волоцкого, что в итоге через 400 лет привело страну к революции 17-го года.

    Второй раскол – возникновение старообрядчества.

    старообрядцы.jpg

    Глубину этих потрясений представить современному человеку невозможно, ибо сознание людей того времени отличалось кардинально. Об этом можно судить по путевым запискам Антиохийского митрополита Макария (из Сирии). Путешествуя по России в 1650-х годах, он обращал внимание на то, что для него было необычным, чужеродным. Но для нас оно было родным.

    Да, подобных воспоминаний достаточно много, но почти все они были созданы европейцами, а их культура хотя и отличается от нашей, но очень близка. Многих явлений европейские путешественники просто не замечали, в виду обыденности.

    В частности, арабского митрополита удивило то, что:

    · Все дети на Руси, уже старцы;

    · На рынках продавцы не торгуются;

    · Зимой цены существенно снижаются;

    · 1-ую и последнюю неделю Великого Поста, никто в городах не работает;

    · Беднякам разрешено кушать рыбу во время церковных постов;

    · Воскресные службы в церкви длятся по 8-10 часов.

    Заметил бы это европеец? Вряд ли. Ибо во многие места европейцев не допускали, так как они были католики.

    макарий.jpg

    Но и для нас эти реалии обыденной жизни, кажутся невероятными, хотя для всего есть объяснения.

    Культура в России XVII века


    Первая половина XVII века была более стабилизационной, общество только приноравливалось к новому царю. Зато потом, произошёл ряд событий, характерных для эпохи Возрождения, только под русский «покрой».

    1. После череды путешествий на край Русского царства, в Москве появились описания территорий от Пояркова, Дежнёва, Хабарова. Люди даже не знали, что существуют такие рыбы и животные, которых видели первооткрыватели.

    img4.jpg

    2. Иннокентий Гизель, впервые упорядочил все имеющиеся сведения по истории Руси, и выпустил их с названием «Киевский синопсис». В этой книге были изложены все имеющиеся факты в исторической последовательности, из неё черпали сведения все последующие историки и исследователи. Даже до начала XIX века, её использовали как учебник.

    3. Впервые появились литературные источники, подача материала в которых велась в новой манере, не летописной и не житийной. Образование в 17 веке в России было бессистемным, и книги были в основном церковные. Первая книга – «Автобиография протопопа Аввакума». В отличие от прежних житий святых, книга Аввакума был написана народным языком, и по сути её можно считать публицистикой. Вслед за этим начали выпускаться сатирические книги: «О Ерше Ершовиче», «Шемякин суд» и т.п. Этим был положен задел для современной русской литературе.

    4. В архитектуре, из церковных традиций, возник стиль «Русское узорочье».

    русское узорочье 1.jpg

    Он до сих пор служит описательным архетипом русской классики.

    русское узорочье 3.jpg

    Но за три с половиной века этот архитектурный стиль дал начало многим направлениям зодчества.

    русское узорочье 2.jpg

    4.1. «Нарышкинское барокко». Этот стиль, появившись в самом конце XVII века, так и не успел развиться в полную силу, а меж тем у него были дивные перспективы.

    нарышкинское барокко.jpeg

    4.2. Своеобразный перенос этого стиля в городскую архитектуру. В это время появились стены Московского Кремля, в том виде, в каком мы их видим сейчас. Во многих городах, также появляются каменные крепости. Монастыри обрастают каменными оградами, и становятся неприступными форпостами.

    Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Угличе.jpg

    4.3. В городскую архитектуру интегрировались краски. По описаниям европейских путешественников того времени, европейские столицы по сравнению с Москвой и другими городами России, выглядели как блёклые серые пятна на рельефе местности. Города Российского царства полыхали заревом разноцветных красок и восхищали иностранцев.

    5. Живопись породила архиинтересный стиль «Парсуна», который просуществовал очень недолго, но остался в истории как уникальный образец переходного периода. По существу, это портретное произведение искусства, созданное материалами и по технологии иконописи. Но в отличие от иконы, лицо человека было обращено не к Богу, а в тварный мир.

    парсуна.jpg

    Образование XVII века в России


    Как это ни прискорбно, но хуже всего было в России в XVII веке с образованием. Информация по данному вопросу сохранилась весьма скудная, но на основании сопутствующих сведений, историки сходятся в том, что примерно 50-60% городского населения, были грамотными. На деревне было гораздо хуже, максимальное количество умеющих читать и писать, не поднималось выше 5%.

    Образование было домовое, первые школы на Руси, в том понимании как мы их представляем сейчас, появятся только в следующем веке.

    Как следствие, литература имела очень слабое распространение, и была в основном церковной направленности.

    Но среди первых образцов образовательной литературы, следует отметить «Азбуку Бурцева».

    азбука Бурцева.JPG

    Это настоящий шедевр древнерусского книгопечатания. Всего было 2 издания Азбуки, и второе было дополнено иллюстрациями, позволявшими представить описываемый предмет в аналогии с изображением.

    Удивительно, но для современного человека, эти аналогии почти полностью непонятны. Слова, термины и предметы того времени, канули в лету. А за ними в архивах словарей, утонула и витиеватая старорусская речь.

    А ведь по этому букварю, детишки учились чуть ли не середины XIX века.

    Но постепенно ситуация начинает изменяться. Стараниями богослова Симеона Полоцкого, в Спасском монастыре находившимся за иконными рядами, открывается школа для подьячих. Это первое профессиональное образовательное учреждение на Руси. Обучало оно чиновников, для государственных нужд в «Приказ тайных дел».

    А «Приказ Тайных Дел» был зародышем современного ФСБ. Кстати, именно во времена Симеона Полоцкого, сложился регламент выражения «Слово и дело».

    Ближе к концу XVII века, стараниями Сильвестра, ученика Симеона Полоцкого, была учреждена Славяно-Греко-Латинское училище (ныне Академия). Отпочковываясь от неё, свою историю начали Московская Духовная Академия и Московский Государственный университет.

    Да, в этой сфере Россия серьёзно отставала от Европы. Там университеты, или высшие учебные заведения находились не только в столицах, но и во многих других городах. Однако начало было положено.

    Итоги XVII века


    Такие мощные подвижки России в культуре в целом, и в образовании в частности, стали возможны по большей части в связи с усилением секуляризации церкви. Многие элементы церковной культуры, стали входить в бытовую жизнь. И причём без каких либо ограничений.

    В истории сохранилось спорное решение царя Фёдора Алексеевича, о размещении икон в моечных отделениях бань. Для этого даже выпускались полностью металлические иконы.

    Основанием для такого решения, были слова ап. Павла в 1-ом Послании Фессалоникийцам 5:17 : «Непрестанно молитесь».

    И никакого намёка на толерантность даже не появилось. Ведь в баню приходили и мусульмане, и иудеи.

    Но как в системе сообщающихся сосудов, в церковь тоже стали попадать шальные ветра перемен. Главным эффектом, который произвели эти перемены, стала автокефалия Русской Православной Церкви и зарождение Старообрядчества.

    А буквально в начале XVIII века, Петр Великий отменил патриаршество и поставил церковь в разряд одного из подразделений аппарата государственного управления.

    Как говорил один из оптинских старцев переживших 30-е годы: «Русская церковь не воспротивилась закабалению христиан в XVII веке и не исповедала свои убеждения в открытом противостоянии с властью. За это в XVIII Русскую Православную церковь поставили в один ряд с чиновничьим аппаратом, и она опять не пошла на исповедь. За это в XX веке, большевики повели на исповедь всех верующих насильно».
     
  2. Алена007

    Алена007 Горожанин

    Сообщения:
    1.320
    Симпатии:
    445
    Пол:
    Женский
    С одной стороны ранее образование получали дома через репетиторов и это хорошо. С другой - все же лучше сегодняшние школы, ведь все равно образование давалось не всем и только в некоторых областях. Конечно, прорыв сделан огромный
     
  3. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    22.311
    Симпатии:
    7.395
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Никто, никто, ни одна власть не сделала для массового образования населения столько, сколько сделали большевики, и, соответственно, власть советская. Я даже хотела сделать тему про ликбез. Хотя вот даже по рассказу о ёлке и санатории для детей в 20-х видно, что детям - образованию и здоровью - ухитрялись уделять огромное внимание и средства, не взирая на взрослые баталии. До этого, в дореволюционное время - вот читаю и понимаю, что от 17 века далеко не ушли. Да, культура развивалась, в городах среди знати и интеллигенции были образованнейшие люди. А необходимостью обучения "народных масс" мало кто заморачивался. Школы платные, всех детей обучать - разориться крестьянину. (Бесплатно могли приезжие интеллигенты некоторые читать-писать учить, но это другая история. Богатые промышленники также бесплатные школы содержали, но это капля в море). Прочитала, что в армию крестьянский двор "поставлял" как правило неграмотного рекрута: в армии мол все равно обучат грамоте, так чего на него кровные тратить? Есть даже статистика, что на 1000 рекрутов в царской армии было 700 неграмотных, а в Европе - пара сотен. И грамотными в Европе считали тех, кто умел читать и писать, а у нас при переписи грамотным могли записать того, кто еле по слогам разбирал. Так что с образованием провал, провал полный! А кто в этом виноват - церковь ли, цари ли? Всем, что ли, выгодно было безграмотьё поголовное?

    о, Анахорет, простите за вопрос нескромный: как Вы в баню то ходите? А то не раз этот момент на форуме Вами упоминался. А вдруг там встретите кого не того? Как их распознать то? У нас, кстати, тема есть про признаки необходимые. Может, поможет?
     
    Albatroz нравится это.
  4. Tsar

    Tsar Администратор

    Сообщения:
    16.944
    Симпатии:
    5.267
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Москва
    Оно (образование) видимо и сейчас отстает серьезно, вспомнились времена Петра I, недаром Петр I посылал на обучение дворян в Европу. Помните кинофильм «Табачный капитан», Антон Свиньин и его слуга, который за него учился, а потом Петр назначил его капитаном. :D
     
  5. Tsar

    Tsar Администратор

    Сообщения:
    16.944
    Симпатии:
    5.267
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Москва
    Согласен, многое сделали.
     
  6. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    22.311
    Симпатии:
    7.395
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Tsar, сделали не просто много. Сделали принципиально и сразу: образование - обязательное для каждого гражданина от 6 до 17 лет! Совместное обучение девочек и мальчиков. Все то же самое обязательно в среднеазиатских республиках. Бесплатное образование в школах 1-ой и 2-ой ступеней (начальная и неполная средняя - до 9-го класса). Обеспечение учащихся бесплатно пособиями, одеждой, обувью, питанием. И дальше законодательство только усиливало неотвратимость образования для каждого.

    Это немного не по теме 17 века только. Но история показывает, что с того времени власть российская до самой революции сопли жевала. В 1874 году была попытка сделать обязательным образование. Появились рекомендации (не закон), разрешавший отдельным регионам вводить обязаловку. И даже эти рекомендации были отклонены правительством, потому что они "дадут нравственный перевес" одних регионов над другими и нарушат "равновесие частей государства". Также царской России не хватало денег. Чтобы сделать образование обязательным, необходимо было 80 000 школ построить. На это надо 40 млн руб, и ежегодно - 24 млн руб. :Thinking:

    Следующие дискуссии начались аж 20 лет спустя! - как им всё это дело удешевить? Может, только мальчиков обучать? (одна из идей). Или только начальное образование. В начале 20 века, кстати, нормой на одного учителя предложено было сделать 50 человек учащихся. То есть о качестве образования речи не было.

    Для сравнения, к середине 30-х обучено было 40 миллионов неграмотных и еще столько же занималось в школах ликбеза - это о всём населении. А детям понастроили школ как раз в те годы - десятки тысяч школ. И откуда средства нашлись?
    --- Добавлено 28 ноя 2017 ---
    Так у нас тут на форуме был такой Свиньин - искал, кто за него учиться будет :D А вообще учебу за границей позором не считаю - если знания потом на пользу своего государства применят
     
    Aleksandra и Tsar нравится это.
  7. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    22.311
    Симпатии:
    7.395
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Также можно посмотреть в теме о церкви Апостола Петра и еще в теме о ней же в Марциальных водах - эта церковь 1721 года, ну чуть-чуть моложе века 17-го. Эти стены видели Петра I. Так вот там видны именно зачатки светской живописи. Иконы для православного храма писались под руководством иноземных мастеров, скорее всего. Где-нибудь на берегу торговой Ладоги, где были судоверфи. А потом были помещены в церковь под Петрозаводском.

    upload_2017-11-29_1-9-30.png
    upload_2017-11-29_1-12-41.png

    На иконе - наш триколор, художник изобразил "окно в Европу"

    upload_2017-11-29_1-15-14.png

    У Спаса Вседержителя черты царя Петра

    upload_2017-11-29_1-28-14.png

    Эти иконы также относят к некоторому переходному периоду в русской живописи.
     
  8. Анахорет

    Thread starter

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.887
    Симпатии:
    895
    Пол:
    Мужской
    Тут согласен, и даже дополню.
    Вот видели бы вы икону Спаса в японских православных храмах...
    Ведь он там с японским разрезом глаз. И это считается правильным. Объяснять сложно, очень это правильное решение. Ведь Христос ко всем пришёл.
    А про лики на иконах, это исключительно щекотливый вопрос.
    Крайне хорошо этот аспект разъяснял Николай Семёнович Лесков, в своих рассказах "Запечатленный ангел" и "На краю света".
    Этот вопрос как-бы вскользь поднимался, но очень толково было объяснено, именно о изображении ликов святых, похожими на государственных чиновников(современников).
     
  9. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    22.311
    Симпатии:
    7.395
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Анахорет, а лица Ангелов Петр сам выточил с портретным сходством с некоторыми вельможами - чтобы те под Петрозаводск почаще ездили. А то им лениво было. Царь Петр вообще к этим делам практически относился.
     
  10. Albatroz

    Albatroz Гражданин

    Сообщения:
    3.794
    Симпатии:
    1.711
    Пол:
    Мужской
    Полностью согласен.
    Откуда взялось само слово – «ликбез»? Мы привыкли так называть расшифровку какого-либо понятия. А в реальности- это сокращение от слов «Ликвидация Безграмотности». Это государственная программа в СССР, внедренная в 20-е годы, для того, чтобы народные массы, хотя бы, научились читать и писать.
    И да, взрослые мужики, по 40-50 лет, сидели в вечерних школах после работы, и учили буквы и цифры.
    А мне будут рассказывать, что они при царе были образованными людьми???
    Что за подтасовка фактов?
     
Загрузка...