Каин и Авель: история Ветхого Завета

Тема в разделе "Мир истории", создана пользователем Анахорет, 31 окт 2017.

  1. Анахорет

    Thread starter

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.887
    Симпатии:
    895
    Пол:
    Мужской
    Всего в пятнадцати стихах 4-ой главы Библейской книги Бытие, описаны Каин и Авель, история отношений которых, является онтологическим разбором человеческой психологии. Взаимодействие двух братьев, лишённые всякого антуража, показывает архетип отступления человека от добра.

    О чём говорит первоисточник и как его понимать?

    Вот на этом снимке вся библейская история Каина и Авеля


    Каин и Авель 1.JPG

    От этого источника, происходит множество толкований. Но обращать внимание следует только на объяснения от авторитетных источников, которые видят этот текст в духе православия.

    Есть одна аксиома, которая очень способствует правильному пониманию Библейских текстов, а именно: «В Библии нет ни одной лишней точки. Каждый знак, а тем более слово имеет значение».

    Но прежде чем приступить к разбору этого отрывка, следует поведать про очень любопытный факт.

    У Библии, есть несколько уровней понимания текста. Например:

    1. Читают весь текст подряд – один смысл;

    2. Читают каждое третье слово – получается пророчество;

    3. Читают каждое седьмое слово – ещё один уровень.

    Библеисты, насчитывают три дюжины вариантов прочтения Библии, но в настоящее время известны не более десятка.

    Важно и то, что правильно понять историю про Каина и Авеля, да и вообще всю Библию, можно только читая её в контексте той культуры, в которой она была записана.

    Толкования основ

    Прежде всего следует открыть значение имён. Имя Каин, происходит от еврейского глагола «канна» - приобретать и местоимения «инна». И дословно означает – «я приобрела». Это были слова Евы, которая впервые на Земле родила младенца. Ведь Каин был не только первым ребёнком у Адама и Евы, но он был:

    · Первый младенец, так как и Адам и Ева были созданы Богом уже взрослыми;

    · Первый родившийся человек;

    · Первый человекоубийца.

    В одном человеке, сошлись столько невероятных качеств!

    Для Адама и Евы, которые лицом к лицу общались с Богом и жили в Раю, память о прежней жизни была очень и очень скорбной. Ведь они сами потеряли то, что далось им даром. Больше этого, ничего быть не может. И в рождении ребёнка, Ева видела дар от Господа, который подтверждал пророчество данное в Быт 3:15.

    Каин.jpg

    Но Каин родился уже с трансляцией первородного греха!

    И в словах Евы «человека от Господа», все толкователи видят упование праматери на то, что новоявленные родители, теперь действуют в унисон с Богом. Если их (Адама и Еву) сотворил сам Господь, то теперь они с Божьей Помощью, могут тоже порождать детей.

    Авель – у имени нет прямого аналога в русском языке. Это слово произошло от глагола «гаваль», которое означает «дышать, выдувать», и по смыслу ближе всего к таким понятиям как: «дымка, марево, призрачный».

    Другими словами, Ева уже не испытывала такого вдохновения, как при рождении первенца.

    Во втором же стихе говорится и о профессиональной принадлежности братьев: Каин стал земледельцем, а Авель – пастухом овец.

    авель 2.jpg

    При современном взгляде, занятие Каина было более мирным, ведь он выращивал растительную пищу. Авель же занимался животноводством, а это по любому работа связанная с кровью.

    Но на самом деле, всё выглядит совсем иначе.

    Согласно Библии, употребление мяса было допущено Господом только после Всемирного Потопа (Быт 9:3), до этих пор все питались только растительной пищей. А овцы, как раз и предназначались для жертвоприношения! То есть, Каин занимался только устройством в земном мире, а Авель работал, заботясь о жертвенных животных.

    Причина зарождения зависти

    С 3-го по 5-ый стих говорится о жертвоприношении, которое совершили Каин и Авель. История Ветхого Завета, однозначно утверждает, что для жертвоприношения Господу выбирается самое лучшее. И в этих стихах можно прочитать, что Каин принёс от плодов земли. Авель принёс: от первородных стада и от тука их. То есть, Авель выбирал лучшее, первородное. Да и от них взял тук. Каин же принёс просто жертву, без разбора на лучшее и худшее.

    Господь один сердцеведец, он знает, что было в мыслях и о чём было сердечное чаяние братьев. Поэтому видя чистоту Авеля, на его жертву призрел, а жертву Каина не почтил вниманием.

    И вот здесь зародилась зависть – Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. Слово «огорчился», имеет более точный перед с еврейского – «разгневался». Очевидно, что желание быть более любимым для Бога, присутствовало в Каине. Но добиваться Его милости он возжелал более лёгким путём – устранив брата.

    Стихи 6-7, это вразумление от Бога. Господь уже видит, что на сердце у Каина, и прямо спрашивает у него: Если ты сделал доброе, то почему не радуешься?

    Ведь лицо его было опущено вниз. Он не радуется успеху брата, и не печалится о своих ошибках! Именно злоба и зависть изменили черты его лица и заставили его взору упереться в землю.

    И далее: Если не делаешь доброе, то грех лежит у дверей твоих. Он влечёт тебя, но ты не пускай его. Это место легче понять, если читать его на церковно-славянском языке. Господь как-бы говорит, что лицо это зеркало того, что гнездится в человеческой душе. И если лицо поникло, то мысли у человека тёмные. Он (человек), как бы смотрит на лежащий у двери грех.

    Но самое важное – Ты не пускай его!

    То есть, человек всегда добровольно делает выбор между добром и злом. Каждую секунду своей жизни, человек делает этот выбор. Сам грех не может поселиться в человеческой душе. Человек должен добровольно дать согласие, чтобы грех вошёл в его сердце.
    Подтверждая эти слова, псалмопевец Давид говорит: "Блажен муж, иже разобьёт младенцы твоих о камень" (Пс.136:9). Другими словами, уничтожать грех надо тогда, когда он ещё в младенческом состоянии.

    Именно этот стих, производит анализ человеческой психологии, с опорой на художественное отображение борьбы между добром и злом, которое проявляется на лице человека.

    Братоубийство: грех, обличение и наказание


    Стихи 8-15, раскрывают подробности первого человекоубийства.

    Каин позвал брата в поле. Ему нужен был предлог, чтобы уединиться с Авелем. В Мидрашах, приводятся подробности этого преступления. Ведь по факту, истории раздора Каина и Авеля как таковой нет. Авель не имел вражды против брата.

    Каин не знал, как убивают, поэтому наносил удары и повреждения Авелю, пока тот не затих.

    Авель 1.jpeg

    В следующем стихе Господь обращается к Каину и спрашивает у него о его брате. И Каин, совершенно потеряв разум, начинает как и его родители, прятаться от Бога, подсознательно говоря Ему в упрёк: «Не знаю, разве я сторож брату своему».

    А ведь Бог сначала дал возможность покаяться убийце! Но сердце Каина уже окаменело.

    И тогда уже Господь обличает, проявляя своё могущество: Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет от земли.

    И дальше слышится первое проклятие Богом человека: И ныне проклят ты от земли.

    Обратите внимание, что если за грех Адама и Евы были прокляты змей (Сатана) и земля, то вот в случае с Каином, земля становится орудием возмездия в руках Бога: Ты будешь изгнанником и скитальцем.

    В ответ, Каин выражает малодушие: Наказание больше, нежели я могу вынести, и каждый встретившийся может меня убить.

    Толкователи понимали под словом "земля" – райский сад. То есть, то место где обитали первые люди после изгнания из Рая. А убить его могли дети и внуки Адама, ибо по мнению библеистов, обитаемая земля была уже населена потомками Адама и Евы.

    авель3.jpg

    Но в окончании истории Каина и Авеля, Господь делает преступнику знамение и обещает отомстить его убийце всемеро.

    По поводу видимого проявления этого знамения, единого мнения нет. Некоторые богословы уверены что у Каина вырос рог, некоторые утверждают что на его челе появилась надпись (знак). Еврейские Мидраши уверяют, что Бог приставил к Каину собаку, чтобы она всегда сопровождала его.

    Итог

    История Каина и Авеля сводится к анатомии зарождения греха в человеке, без участия Дьявола. После грехопадения Адама, человек получил удобопреклонность ко греху.

    Но преклонность и предопределённость, это разные понятия.

    Самый простой пример, можно опробовать на себе.

    Вот что может быть проще, чем удержать свой язык? Это ведь очень маленьких орган, и полностью под властью человека.

    А попробуйте одни сутки, не произнести ни одного упрёка, ругательства, осуждения в адрес кого-бы то ни было. Постарайтесь выделить один всего день для этого эксперимента.

    Результаты не заставят себя ждать даже до полудня.
     
  2. Belka

    Belka Почетный гражданин

    Сообщения:
    6.165
    Симпатии:
    2.630
    Пол:
    Женский
    В данном случае Бог выступил провокатором. Ведь Каин занимался земледелием, старался, работал. Он считал, что все плоды земли хороши и нет лучшего, или худшего. Но его трудами и дарами пренебрегли и это у любого вызовет обиду, разве нет?
    Убийство брата. Как человек, который не понимал сути жизни и смерти мог убить, и хотел ли он убивать? Как мальчишки в школе дерутся? Они просто не понимают, что могут нанести травмы, несовместимые с жизнью.
     
  3. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    22.302
    Симпатии:
    7.392
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    А я никогда не винила "третью силу" в том, что человек склонился ко злу. Бог и Сын его существуют неоспоримо. Все остальные фигуры - возможно, мифология, выстроившаяся в человеческом сознании. Сначала более примитивном - поэтому и фигуры эти реальные, очеловеченные. Причем какая-нибудь из наук сейчас обязательно объяснит, почему конкретный человек выбрал сторону зла - недолюбили в детстве, медицинские отклонения, обман.. Правило нашей жизни - вложить ребенку нравственные начала, принятые у нас. Но бывает, что не вложили, и перечисленные выше психологические и медицинские причины и неудачи ослабляют, ему кажется, что тот путь, который ему внушали в детстве, не годится. и сходит с "правильной" дорожки:

    Хотя ценность библейских записей я не в коем случае не умаляю: веками люди вчитывались в них вот так и искали в них природу плохого и хорошего. Грустно только, что читали то раньше и заучивали это ВСЕ, но все равно совершали злодеяния.
     
  4. Анахорет

    Thread starter

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.887
    Симпатии:
    895
    Пол:
    Мужской
    В Библии есть несколько мест, где Господь и вправду даёт людям странные (искусительные) задания. Например праведному Аврааму, повелел принести единственного сына в жертву.
    Например.
    Но Бог никого не искушает чтобы склонить ко греху!
    В Послании апостола Иакова, в первой главе, в 13-15 стихах говорится:

    13. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
    14. но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
    15. похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть

    А есть ещё такое мудрое изречение у святых отцов: "Не искушен - не искусен".

    Это легко быть хорошим, когда тебя все любят и уважают. Хм... тоже мне задача...
    Вот попробуйте полюбить тех, кто вас ненавидит и желает зла.
    Вот где труд.
    ну или хотя бы, попробуйте с любовью относится к тем, кто лучше вас. Ну победил вас в соревнованиях, зарплата у человека больше при одинаковой работе, ну превосходит одним словом.

    Только говорить могут все. А как на самом деле придётся, так и сдуваются благие побуждения.
    Человек зрит на дела, а Бог на сердце.
    Вам же объяснили, то, почему не приняли его жертву. Или вы думаете, что несколько тысяч лет мудрейшие люди не пришли к единому мнению по этому вопросу?
     
Загрузка...