Аббревиатура ОВЗ расшифровку в образовании имеет следующую: ограниченные возможности здоровья. То есть, к данной категории относятся дети, имеющие те или иные отклонения – физические или психические. Воспитание, обучение и развитие таких ребят требуют особого подхода и проводятся по специальным программам. Категории и степени ОВЗ Все дети с ОВЗ делятся на несколько категорий. Это ребята: · с поведенческими и коммуникативными расстройствами; · с дефектами зрения, слуха или речи; · с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата; · имеющие задержки в психическом развитии; · отстающие от сверстников умственно; · с целым рядом отклонений. Различают также четыре степени ОВЗ у детей: 1. Нарушения носят умеренный характер. 2. Отклонения достаточно выражены. 3. Дисфункции носят сильно выраженный характер. 4. Нарушения выражены резко и часто имеют необратимый характер. Система образования должна обеспечить таким детям психологическую безопасность, помочь им адаптироваться к окружающим реалиям, стимулировать желание получать знания и развиваться. Чем раньше будет начата работа, тем больше шансов на успех. Поэтому даже сотрудники современных детских садов хорошо знакомы с аббревиатурой ОВЗ, расшифровку в дошкольном образовании и меющей точно такую же, как и в школьном. Главной задачей воспитателей является в данном случае социализация ребенка. Если на самом начальном уровне этот процесс пройдет результативно, выпускник детского сада получит возможность влиться и в школьный коллектив, тоже успешно осваивая программу. Дети с ОВЗ: виды образовательных программ Физические и психические возможности ребенка следует учитывать в ходе образовательной деятельности. Индивидуальный подход здесь важен, как никогда. Чтобы помочь педагогу максимально успешно реализовать задачи, государством разработаны различные виды программ для учеников с ОВЗ. Вот краткая характеристика каждой из них: 1. Программа для ребят, которые стали первоклассниками, практически достигнув необходимого уровня развития. Они способны сотрудничать с ровесниками и обучаться наравне с ними в одной и той же среде. 2. Программа для детей, нуждающихся в более длительных сроках усвоения учебного материала, чем их сверстники. Такие ребята могут получать образование как в составе обычных классов, так и в специально для них созданных. 3. Программа, предусматривающая объем учебного материала, несопоставимый с тем, который усваивают здоровые дети. Обучение реализуется в специальных группах либо на общих основаниях. 4. Программа для ребят с резко выраженными или комплексными отклонениями. Предусматривает домашнее обучение. И работникам системы образования, и родителям детей с ОВЗ важно помнить, что главная цель – не сделать ребенка таким, как все. Это изначально ложный путь, который лишь травмирует психику воспитанника. Необходимо помочь ребенку достичь максимально высокого лично для него уровня и содействовать его адаптации в социуме.
Внимательно прочла статью Еvгения. Думаю, что нормы ОВЗ не соблюдаются на 100 процентов в образовательных учреждений. Это и из-за перегруженности классов, и из-за квалификации педагогов, и из-за самой системы. На примере ребёнка из нашего класса - явно требуется коррекционная программа. Но обучение ведётся по общим стандартам, а оценки ставят "за глаза". Какого-то особого подхода нет. Ещё знаю про детский садик, где вместе с детками "нормальными" воспитываются детки с малым и средним уровнем синдрома Дауна. Пока никто не жаловался. Но там и спец.подготовка у воспитателей предусмотрена, и программа общего развития есть, и индивидуальный подход существует. Но группы - маленькие, до 15 человек. Это такая западная система дошкольного образования. А вот по поводу школы - здесь сложнее западный опыт перенять будет в существующих реалиях нашего образования.
Если ребенку нужен индивидуальный подход, то даже если у учителя есть квалификация соответствующая - при 25-ти обычных учениках это сделать очень трудно! Если в классе есть такие детки, то сам класс должен быть количеством человек 15, не более. В этом и проблема нашего инклюзивного образования. А вообще очень сложный вопрос. Я за то, чтобы в классе должны быть дети разные. Но с условием, что никто не мешает остальным осваивать школьную науку.
Сегодня озвучили, что была проведена инспекция, насколько наши школы средние подходят по определённым параметрам для обучения инвалидов. Результат такой - ни одна школа в России не соответствует на 100 процентов параметрам, необходимым для обучения инвалидов. Думаю, эти результаты инспекции послужат началом большой работы по решению этого важного вопроса.
Скажите, пожалуйста, к какой категории ОВЗ относятся дети с дислексией и дисграфией (средне-тяжелая форма)? И какая программа обучения показана таким детям? Спасибо!
МаринаН, это Вам к логопеду и психологу. Только они могут оценить форму расстройства и рекомендовать учебное заведение. Ведь это поддаётся коррекции, если есть грамотный педагог. А с дислексией и дисграфией сталкиваются сейчас очень многие. Только в общеобразовательных школах 30% детей, у которых наблюдается дислексия, или дисграфия.
Если серьезные отклонения, в Москве заставят проходить специальную комиссию, которая и выносит вердикт - где учиться. Страшного в ней ничего нет. Наоборот, по решению комиссии с ребенком бесплатно будут заниматься специалисты - те же психолог с логопедом. Психолог, к примеру, проводит тесты, играет в развивающие игры, дает ребенку занятия, способствующие зарастанию пробелов в развитии. В такой ситуации чем больше педагогов с ребенком занимается, тем лучше.