Церковная реформа Петра 1

Тема в разделе "Религии России", создана пользователем Aleksandra, 2 янв 2017.

  1. Aleksandra

    Thread starter

    Aleksandra Почетный гражданин

    Сообщения:
    5.878
    Симпатии:
    2.415
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Что такое Церковная реформа Петра 1? Это целый ряд мероприятий, которые сушественно изменили управление православной Российской церковью. В ходе церковной реформы Петра 1 была введена система "цезаропапизм" - это, когда глава государства являлся одновременно и главой церкви. Термин "цезаропапизм" обозначает право главы государства на церковную верховную власть.

    IMG_2155.JPG

    Церковная реформа Петра 1 причины:


    Русская церковь в конце XVII века имела огромное количество и внутренних и внешних проблем, которые были связаны, в первую очередь, с положением церкви в государстве. В то время практически не была развита система религиозного образования и просвещения. А во второй половине XVII века реформа патриарха Никона привела к расколу.

    IMG_2154.JPG

    Собор 1654 года начал процедуру унифицикации московских книг в соответствие с греческими, отпечатанными в Западных типографиях. По предписанию патриарха Никона с 1653 года совершать крёстное знамение нужно было "тремя перстами", хотя с 1551 года было закреплено двоеперстие. Московский Собор 1656 года постановил считать всех, кто крестится "двумя перстами" еретиками. В результате произошел церковный раскол - старообрядческий, появились "никониане" (сторонники Патриарха Никона) и старообрядцы (противники реформ - простой народ, основная часть Церкви). Патриарх Никон был достаточно честолюбивым человеком, он всячески пытался усилить свое влияние в государстве. Русские цари видели это и явно опасались усиливающегося положения Церкви в противовес развитию самодержавия в России. Со стороны главы государства возникла потребность в изменениях в управлении церковью. Но на радикальные меры правительство не шло. Имели место огромные земельные владения церкви и то, что население этих земель и монастырские предприятия были освобождены церковью от уплаты всяческих налогов государству. Вследствие этого цены на продукцию церковных промышленных предприятий были ниже, а это, в свою очередь, мешало развиваться купеческому делу. Но для того, чтобы изъять церковную собственность, нужны были средства, а при том же Петре Первом Россия практически безостановочно воевала.

    Но в XVII веке все новые и новые земли продолжали переходить в собственность духовенства. Царь Алексей Михайлович выпустил Монастырский приказ, пытаясь вершить суды над церковниками вне церкви. Но сила и протест духовенства был так значителен, что Монастырский приказ пришлось отменить.

    Суть церковной реформы Петра 1


    Петра Первого называют "западником". На тот момент в Москве уже были достаточно "слышны" прозападнические настроения. В свою очередь, духовенство было явно недовольно начавшимися преобразованиями в России, нацеленными на модернизацию страны. Петр I не любил духовенство, еще и потому, что в его среде было много противников того, к чему Петр стремился, а именно - к созданию государства по западно - европейскому образцу. Усилению взглядов на отношения государства и церкви способствовало посещение протестантских европейских стран. Духовенство же возлагало большие надежды на цесаревича Алексия, старшего сына Петра I. Бежав за границу, Алексей поддерживал связь с митрополитами и епископами. Цесаревича разыскали и вернули в Россию. Во вмененных ему обвинениях было в том числе и излишние "беседы с попами". А представителей духовенства, уличенных в общении с цесаревичем, постигла кара: все они были лишены сана и жизни. Примечательно, что готовясь к реформированию церковного управления, Петр I тесно контактировал с Иерусалимским Патриархом (Досифеем) и Вселенским Патриархом (Косьмой). В частности, и для себя и для солдат русских, которые пребывают в военных походах, Петр просил у них разрешения на "мясоестие" во время поста.

    Реформы Петра I были направлены:


    на то, чтобы не позволить вырастить из русского патриарха второго государя.
    на подчинение церкви монарху. Духовенство - не есть другое государство, а наравне со всеми должно подчиняться общим законам.

    Патриархом в то время был Адриан, очень расположенный к старине и не расположенный к реформам Петра I. В 1700 году патриарх Адриан умер, а незадолго до этого Петр уже самостоятельно запретил постройку новых монастырей на территориии Сибири. А в 1701 году был восстановлен Монастырский приказ. К нему отошли архиерейские дома, Патриарший двор, монастырские хозяйства. Главой Монастырского приказа стал светский боярин Мусин-Пушкин. Затем были изданы один за другим ряд указов, которые значительно сократили независимость духовенства от светской власти. В монастырях прошли "чистки": были выдворены все "непостриженные", постригать в женских монастырях разрешили женщин только после сорока лет, а монастырское имущество и хозяйство отдали Монастырскому приказу. Был введен запрет на владение монахами земельными угодьями.

    Из послаблений стоит отметить смягчение жесткого преследования раскольников и разрешение свободного вероисповедания католикам и протестантам. Петр высказался по этому поводу так, что "царю Господь дал власть, но над совестью людской властен лишь Христос". Все значимые события как в жизни страны, так и в жизни лично царя сопровождались церковными службами в торжественной обстановке. Архиереям был дан наказ не "вымышлять чудеса": не принимать за святые мощи неведомые останки и не приписывать иконам чудотворной силы, не поощрять юродивых. Людям разного чина запрещалось подавать милостыню нищим. Жертвовать можно было в богадельни.

    Итоги церковной реформы Петра 1


    Блюстителем Патриаршего Престола, то есть руководить делами церкви был назначен митрополит Стефан Яворский. Он был полностью под властью главы государства, а авторитет его был сведён к нулю. Он был уполномочен в Москве проводить встречи с представителями духовенства, о чём незамедлительно должен был докладывать государю. А с 1711 года начал свою работу Правительствующий Сенат (вместо Боярской думы), указам Сената должны были повиноваться все службы государства: мирские и духовные. Назначение любого духовного лица на должность теперь стало возможным только с разрешения Сената, более того, разрешение на постройку церквей теперь выдает Сенат.

    Постепенно все учреждения сосредотачивались в Петербурге, сюда же по приказу государя переезжает блюститель патриаршего престола. А в 1721 году Петр I учредил Духовную коллегию, вскоре переименованную в Святейший правительствующий Синод - новое церковное управление. Синод был послушен государю, а система была построена таким образом, что Петр устроил надзор за деятельностью Синода. В Синоде был назначен обер - прокурор, задача которого была контролировать связи с властью гражданской и не согласовывать решения Синода, если они разнились с указами царя. Обер-прокурор был "оком государевым". А за "правильным" положением дел в Синоде следили инквизиторы. Основная цель Синода, по замыслу Петра, была исправить пороки церковной жизни: вести надзор за деятельностью духовенства, проверять тексты священных писаний, бороться с суевериями, наблюдать за службами, не позволять проникать в веру различным лжеучениям и вершить патриарший суд.

    Так сложилось, что в Древней Руси практически каждый желающий мог пойти в духовенство. Любое духовное лицо могло свободно ходить из одного города в другой, из одного храма в другой. Даже землевладелец или несвободный человек мог пойти в духовенство. Для многих это ещё было возможностью легче найти заработок. Прихожане часто выбирали подходящего человека "из своих" для должности священнослужителя. А вместо умершего священнослужителя часто назначались его дети или родственники. А иногда в церкви или приходе вместо одного священника было несколько человек - священников - родственников. В Древней Руси было развито так называемое "бродячее поповство" или "крестцовое". В древней Москве (как и в других городах) крестцами называли перекрестки, где пересекались большие улицы. Здесь всегда толпился народ по разному поводу. В Москве наиболее известными были Спасский и Варварский крестцы. Здесь собиралось представители духовенства, которые покинули свои приходы и ушли на "вольные хлеба". Сюда шли те, кто нуждался в священнике "разово" - молебен на дому, справить сорокоуст, благословление.
    Петр I еще в самом начале XVIII века распоряжается ограничить доступность вступления в духовный чин. Причем одновременно с этим упрощается система выхода из духовенства. Все это приводит к сокращению количественного числа священнослужителей. Вместе с этим вводятся своеобразные квоты на новые церкви - строго по числу прихожан.

    Были также учреждены Духовные школы для обучения священников. Было предписано каждому епископу иметь дома или при доме школу для детей.

    Петр I не любил монахов. Именно в стенах монастырей, по мнению Петра, скрывалась враждебная для него сила, способная вносить сумятицу в умы людей. Все указы по монастырям сводились к уменьшению их числа, усложнению условий для принятия в монахи. Петр старался адаптировать монастырские хозяйства под "полезные" заведения во благо России: больницы, училища, богадельни, фабрики. Петр начал использовать монастыри в качестве приютов для нищих и солдат-инвалидов. Монахам и монахиням было предписано покидать монастыри на два-три часа по специальному разрешению, длительные отлучки были запрещены.
     
    Последнее редактирование: 2 янв 2017
    Ярославна, Belka, Albatroz и ещё 1-му нравится это.
  2. Aleksandra

    Thread starter

    Aleksandra Почетный гражданин

    Сообщения:
    5.878
    Симпатии:
    2.415
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Итак, Петр I своей реформой поставил церковь на службу государства, сделав ее опорой для абсолютной монархии. Петр I желал, чтобы духовенство стало своеобразным органом религиозно - нравственного характера, способного влиять на народ. А создав Синод, Петр смог верховно распоряжаться делами церкви.

    Последствия церковной реформы Петра 1


    Петру I не нравилось, что в России много церквей (особенно - в Москве). Все церкви были переписаны и лишние упразднены. Синод запретил приносить в церковь личные иконы, а зажиточным горожанам запретили приглашать к себе домой на вечерни и заутрени священников, это было излишнее тщеславие.

    Несмотря на запреты подавать милостыню и на то, что по Москве и другим городам ходили специальные дружины, которые штрафовали и просящих и благотворителей, а часто - и избивали их, количество нищих на улицах городов увеличивалось. Были приняты жестокие меры: нищих били, а тех, кто допустил своего работника или крестьянина до нищенства, штрафовали. Ну, а если повторно уличали в нищенстве, то прилюдно, на площади били кнутоми отсылали или на каторгу (мужчин) или на тяжелые работы (женщин).

    На духовенство возложили обязанность превозносить в своих речах петровские реформы, а также помогать искать, обличать и отлавливать недовольных политикой царя. В основном, священники узнавали об этом из исповедей, они были обязаны сразу же (под страхом казни) доложить об услышанном. То есть священник стал чем-то вроде полицейского, наряду с фискалами и дозорщиками. Как результат, между священниками и прихожанами росла стена отчуждения и недоверия. А духовенство вследствие этого начало "скудеть умственными и нравственными силами" и превращаться в орудие власти светской.
     
    Анахорет, Tsar и Ярославна нравится это.
  3. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    22.311
    Симпатии:
    7.395
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Aleksandra, очень интересно и отражает положение вещей. :good:
     
  4. Петрович

    Петрович Новичок

    Сообщения:
    10
    Симпатии:
    3
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Ступино
    Почитал с удовольствием, написано простым языком, текст легко ложится, хотя тема затронута сложная.
     
  5. Belka

    Belka Почетный гражданин

    Сообщения:
    6.165
    Симпатии:
    2.630
    Пол:
    Женский
    И где-то это был верный шаг. Хотя и говорят, что церковь должна быть независимой от государства, но разве же это правильно? Они должны работать сообща, чтобы не было раскола. Государство должно помогать церкви, а церковь, в свою очередь, настраивать умы прихожан в правильное русло.
    Это спорный вопрос - должен ли священник раскрывать тайну исповеди, если это касается безопасности государства?
    Пётр 1 слишком уж резко ввёл реформы. Народ был не готов к этому.
     
  6. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    22.311
    Симпатии:
    7.395
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Вера - это вопрос совести, и тайна исповеди для священника - вопрос совести. Но реформы Петра пошли на пользу - мы стали светским государством. Не церковь определяет, как жить, а сам человек. Разумеется, всё равно веровать как бы полагалось. И сам Петр I был искренне верующим, и даже пел в церковном хоре (иногда и не везде, конечно). Кстати, все успешные наши государи не были излишне набожны. Поэтому и принимали правильные решения. "Отдавайте кесарево - Кесарю, а Божие - Богу" .
     
  7. Анахорет

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.887
    Симпатии:
    895
    Пол:
    Мужской
    По мнению подавляющего большинства современных российских историков, церковная реформа Петра Великого, дала старт революции 1917 года и кровавому террору большевиков.
    Именно тогда, при Петре, было заложено профанирование сакрального мира человека.
    Ладно бы он сам этого не осознавал, но ведь он и людей более умудрённых не слушал.
     
  8. Belka

    Belka Почетный гражданин

    Сообщения:
    6.165
    Симпатии:
    2.630
    Пол:
    Женский
    Многие историки очень критично воспринимают реформы Петра, и говорят, что он не укрепил империю, а ввел бюрократию, и абсолютно бездумные правила, и всё в угоду Европе. Из учебников истории мы знаем, что Пётр "прорубил окно в Европу", добыл для России выход к морю, и построил огромный флот.
    Но и до этого Россия не чуралась приглашать на работу европейских специалистов, да и выход к морям был. И флот был, но Пётр лично приказал затопить все существующие суда северного флота (а это около 600 судов), и каспийские торговые корабли, которые не соответствовали голландским стандартам. Но только построенные по этим стандартам корабли не могли плавать в северных морях, и тонули за милю душу.
     
  9. Анахорет

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.887
    Симпатии:
    895
    Пол:
    Мужской
    Ну тоже самое вменялось священниками и при СССР. То есть, Петр Первый заложил основу большевистского атеизма.
    Это напрямую вступает в противоречие с постановлением одного из Вселенских Соборов. Где под страхом отлучения от церкви и извержения из священного сана, был положен запрет на разглашение тайны исповеди.
    По идее, так и должно быть. Там было положено изначально. И были весьма примечательные случаи. Например святой Василий Великий, был отличным иереем ещё до крещения!!! Он был очень религиозный и верующий человек, ибо так воспитывался с детства. Но крещение принял в зрелом возрасте, в 30 (или в 33) года.
     
  10. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    22.311
    Симпатии:
    7.395
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Атеизм, думаю, естественный вариант духовного обустройства - один из. Атеисты всегда были - ну, то есть были те, кто верил не так глубоко или вообще только делал видимость, кому божьи заповеди никогда не мешали сделать то, что им было необходимо. Разумеется, властьимущих это касается в первую очередь. Надо будет - отнимут, покарают, наобещают и не выполнят. Атеизмом это не называли поначалу. Потом резкий скачок научно-технического прогресса, так сказать - церковная мысль за ним не угналась. А философия как раз подоспела.
     
Загрузка...