Как уничтожали Буран часть 2

Запись в дневнике разместил пользователь Ярославна, 29 апр 2016.

Часть 2
Нет страны - нет проблемы

Ситуация обострилась в 1990 году. К тому времени в Советском Союзе сворачивали многие социальные, экономические, а следом и военные программы. В 1991-м Советский Союз прекратил существование. Программу "Буран" поддерживали на уровне дискуссий и попыток наладить кооперацию в новых политических условиях. Над программой работало около 1,5 миллиона человек из тысячи НИИ и отраслевых предприятий, немалая часть которых осталась в Грузии, Армении, Узбекистане, Украине, Литве...

В развале программы можно обнаружить модель того, как стараниями политиков новой формации - рыночников и западников - большую страну отправили парадом суверенитетов. Провозглашенная Горбачевым "гласность" трансформировалась в расстрел идеалов и подрыв ценностных ориентиров. С помощью этих крапленых карт козыри в большой игре вновь и надолго оказались в руках соперников. Им очень хотелось, чтобы интеллектуальный цвет страны - инженеры, технари и гуманитарии, - грубо говоря, торговали на стихийных рынках будильниками. Они этого добились.

В декабре 1991 года Госсовет упразднил Министерство общего машиностроения, отвечавшее за космонавтику. Систему "Энергия-Буран" перевели из программы вооружений в государственную космическую программу решения народнохозяйственных задач...

Программу привели к парадоксу. Советский Союз совершил технологический и стратегический прорыв, создав непревзойденный корабль. Программу следовало развивать, но ее заморозили и вскоре свернули: не стало самой страны, для которой "Буран" был актуальным проектом.

Еще через год Российское космическое агентство приняло решение о прекращении работ по "Бурану" и консервации созданного задела. Тогда же космодром Байконур и многоразовый ракетно-космический комплекс "Энергия-Буран" перешли в собственность независимого Казахстана.

Как погиб корабль

В журнале "Новости космонавтики" тогда впервые написали, что на космодроме процветает мародерство. С сентября по ноябрь 2000 года на Байконуре задержали четыре преступные группы численностью около пятидесяти человек, промышлявших хищением кабелей и линий электропередачи. Это указывает лишь на то, что прежние порядок и дисциплина режимного объекта в значительной мере ослабли. Местами и вовсе отсутствовали.

"Буран", "Энергия" и части другой ракеты, из которой планировали собирать еще одну "Энергию", находились в МИКе, монтажно-испытательном корпусе на 112-й площадке космодрома. Десять лет здание ветшало. Месяцами в него никто не заходил. Заняться ремонтом сумели только весной 2002-го. 12 мая 2002 года рухнула крыша. Погибли восемь рабочих-монтажников.

Пролет за пролетом упала вся крыша. Лучшее, что было создано человеком в сфере освоения космоса, искорежено до неузнаваемости, разбито, разворочено.

Сразу две независимые правительственные комиссии - от России и Казахстана - расследовали инцидент. Они до сих пор не сошлись во мнении о том, что привело к обрушению кровли. Но согласны, что ветхая крыша долгое время страдала от дождей. А за месяц до трагедии на Байконуре выпала почти половина годовой нормы осадков.

По-видимому, ошибку заложили еще при строительстве, в 1964-1967 годах, когда вместо легкой минеральной ваты в качестве утеплителя использовали керамзит. Говорят, минвата не накапливает столько воды, как керамзит. Затем произошло естественное старение бетона, что ослабило детали опорных конструкций. Россияне настаивают, что обрушению способствовало неравномерное распределение нагрузки на кровле. Строители снимали старый материал и складировали на крыше. Туда же подняли новый рубероид, примерно 10-12 тонн. Это запредельная нагрузка, которая обрушила первый пролет. Но почему рухнули остальные пролеты? Ответ на этот вопрос предпочли не искать. Замяли.
Но есть еще один вопрос, который также предпочитают не обсуждать.

Кто похитил "Буран"

Просейте сквозь сито интереса все актуальные публикации в тот период. Узнаете лаконичные сообщения о том, что корабль, ракету и другие части распилили и продали как металлолом. Но попробуйте представить, что это значит - распилить сложную металлоконструкцию, размером превышающую лежащую на боку девятиэтажку? И где тот пункт по приему такого металла? Ответа на этот вопрос не слышно из-за байконурского ветра. Факт лишь в том, что здание очистили и возводят новую крышу. Тайну, куда делся космический корабль, пока хранит суровая пустыня.

Недавно довелось услышать мнение, что искореженный, значительно поврежденный "Буран" и ракета "Энергия" могли быть вывезены по известному только единицам адресу. Кто-то мог проявить к этим экземплярам гораздо больший интерес, чем государство, которому они достались после развала Советского Союза.

На Байконуре слишком много металлолома и без того, чтобы распиливать единственный слетавший в космос и вернувшийся орбитальный корабль. Тот металлолом почему-то лежит, ржавеет, хотя взять его гораздо проще. Часто он даже не охраняется. А вот территорию МИКа охраняли и охраняют. Но почему-то никто ни разу не привел свидетелей, которых, по логике, должно было быть немало, кто мог видеть, как пилят "Буран" и "Энергию", как грузят и как вывозят. Быть может, потому, что эти части вывезли, например, за один раз в рамках какой-то масштабной и хорошо спланированной операции? Но - кто? Кому было выгодно прежде развалить программу, а затем умыкнуть и ее единственный летавший в космос элемент? Кому под силу вскрыть те тайны, которые привез "Буран" на своих бортах?

Не исключено, конечно, что Россия просто взяла свое. Это тоже версия. Но нам ни разу не показали бумаг, что космические корабли сняты с баланса и списаны в утиль. Никто ни разу не назвал человека, который мог принять такое решение. А раз этого ничего нет, то вопросы остаются.

"В жизни всегда найдется место подлости"

Так рассуждает инженер-механик в области самолетостроения, независимый эксперт космического кластера фонда "Сколково", автор наиболее полного собрания документов, мнений и других сведений по проекту "Буран", кандидат технических наук из России Вадим Лукашевич.

Люди, готовые погреть руки на костях, нашлись и здесь. Из достоверных источников на Байконуре Вадиму известно, что три экземпляра кислородно-водородного двигателя РД-0120 в составе "Энергии", оказавшиеся под разрушенной крышей были проданы Китаю. Каждый из двигателей аккуратно разрезали по технологическому стыку на две части (сопло и турбонасосный агрегат).

Любителям распродажи родины падение крыши МИКа сыграло на руку, негодует инженер. Оно позволило росчерком списать в утиль все, что находилось под рухнувшей крышей. Однако есть фото, что состояние двигателей осталось вполне пригодным для квалификации этой продажи как оплаченного шпионажа в пользу другого государства.

- В тот период в Китае как раз вели активные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию маршевых кислородно-водородных ракетных двигателей тягой 50 тонн-сил, - поясняет эксперт. Экземпляры советских водородных двигателей, выполненных по серийной заводской технологии, могли стать для китайских разработчиков отличным подспорьем, если не образцом для подражания!

Покупатель на все то, что оставалось в МИКе, явно был. И не один! Лукашевич замечает, что продажа российских космических технологий приобрела в те годы дикие масштабы. Например, известно, что в 1970-х годах спецКБ "Спецмаш" вело обширные проектные проработки инфраструктуры обитаемой лунной базы. Но мало кто знает, что сравнительно позже весь комплект конструкторской документации по "Лунограду" (это сотни документов, в первую очередь чертежей) после завершения многомесячной процедуры рассекречивания был продан неизвестным лицам в течение нескольких дней!

За российскими ракетами шпионили всюду. Особенно у соседей. Украина, например, выдворила чешских дипломатов, атташе по вопросам обороны и военного атташе после того, как те попались на шпионаже в области военной техники и разработок ракетно-космических систем, которые украинская сторона вела для России. Интерес чешских диппредставителей не ограничивался только ракетами. Они активно интересовались спутниковой навигацией для украинских танков "Оплот" и программами по разработке самолета Ан-70 и Ан-178.
Tsar нравится это.
Ярославна

Об авторе

Вести дневник - занятие аристократов и больных памятью
  1. Ярославна
    Здесь речь идет о предательстве - предательстве национальных интересов и конкретных людей. Нужен или не нужен? Это были новые наукоемкие технологии, это наш первый и последний пока корабль многоразового использования -
    "орбитальный корабль-ракетоплан советской многоразовой транспортной космической системы"

    Возможно, к этой программе мы еще вернемся.
  2. Albatroz
    Конечно, можно долго спорить – а нужен ли был проект «Буран»? И целесообразно было ли тратить на его разработку огромные финансовые средства? Окупились бы ли они когда-нибудь – или это были траты на имидж, престиж сверхдержавы?
    Но ясно одно: если уж такой совершенный космический корабль разработан – то нужно его использовать, и эти самые огромные финансовые затраты окупать. А порезать его на металлолом – это просто шедевр идиотизма.
    Представьте: вы узнаете, что вашему знакомому достался по наследству от дядюшки, к примеру, новенький «Porsche Cayenne», который из гаража только раз выезжал. И этот ваш знакомый, вместо того, чтобы ездить на этой отличной новой машине… на металлолом ее порезал?
    Назвать его после этого дебилом – это комплимент его умственным способностям.
  3. Ярославна
    Да, ссылочка та же , указана в первой части.