Как уничтожали "Буран"

Запись в дневнике разместил пользователь Ярославна, 29 апр 2016.

Пополню свой исторический дневник подробностями о нашем первом (надеюсь, не последнем) многоразовом космическом корабле. Там также достаточно "личного", от автора, но прочитав эту историю, его вполне можно понять.

Космическая афера. Как уничтожали "Буран", - Константин Маскаев
25.09.2015

У нас украли мечту. Украли в момент, когда она практически сбылась. Это похищение - лишь часть коварного плана, который вызревал десятки лет.

Гибель "Бурана" - советского корабля многоразового использования, и таинственное его исчезновение - как красноречивое олицетворение истории впечатляющего взлета, стремительного падения и досадного распада самой большой и сильной страны мира. Почему один за другим погибали пилоты, научившиеся летать на "Буране"? Сколько раз "Буран" поднимался в воздух?

Попробуем понять, кто же, покушаясь на "Буран", перечеркнул и историю

Прежде вспомним, чем был для огромной страны под названием Советский Союз день 15 ноября 1988 года. И чем он мог стать, если бы не десятки и сотни "но", которые никак не назовешь цепью случайностей. Лицемерие и страх - как драйвер закономерностей в этапах большой игры против нас.

Космос - технологическая витрина мира. Космонавтика - вершина интеллектуального развития страны и общества, ее промышленного, военного потенциала. И исключительные перспективы.

Проиграв американцам лунную гонку и на семь лет отстав от программы полетов на кораблях многоразового использования, полетом "Бурана" Советский Союз взял не просто реванш. Страна в очередной раз показала всему человечеству свое очевидное превосходство и способность к великим свершениям.

Во-первых, советская программа разработки орбитальных кораблей многоразового использования стала адекватным ответом на программу СОИ - стратегической оборонной инициативы, которую развивали США. Программа "Энергия-Буран" многократно превзошла основного конкурента и оппонента на земле и в космосе.

Во-вторых, уникальность космической системы "Энергия-Буран" имела исключительные возможности для последующего применения и развития. Она была той ступенью, которая уже сегодня, 27 лет спустя, позволила бы с Байконура шагнуть на Марс и Венеру! Ракета-носитель "Энергия" стала первой и единственной до сего дня ракетой сверхтяжелого класса. Она положила начало работ над другой ракетой - "Вулкан", нацеленной на доставку больших грузов в дальний космос. То есть на Луне уже можно было построить свой научно-производственный городок и даже космодром. И отправляться дальше!

Этого не случилось... Как могло не случиться даже первого полета "Энергии" 15 мая 1987 года!

Наказ: отказаться от будущего

Выдающийся конструктор, один из главных создателей ракеты SS-18 и генеральный конструктор "Энергии" Борис Губанов вспоминает приезд на Байконур Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева 11 мая 1987 года. На 15 мая назначен первый старт "Энергии" с космическим аппаратом "Полюс" (модуль занял то место, которое рассчитано под "Буран"). Едва сойдя с трапа, Горбачев сказал: "Политбюро не даст вам разрешение на запуск".

Это был первый "звоночек". Как понять позицию руководителя страны, который должен болеть о ее престиже, оборонной мощи и невообразимых перспективах и... запрещает испытать результат многолетнего напряженного труда тысяч ученых и полутора миллионов специалистов различных п/я: НИИ, КБ, секретных заводов?

Можно воспринять это и как диверсию на самом высоком уровне - со стороны первого руководителя страны.

Но нужно вспомнить, как был окрылен Горбачев от того, что стал первым советским руководителем, который наладил диалог с Западом: уже состоялись его ключевые встречи за океаном, уже провозглашен курс на разрядку, времена Хрущева и Брежнева остались в прошлом. Горбачев слеп, и в самолюбовании, возможно, не замечает, что становится агентом влияния. И то, как ловко используют его в самом большом противостоянии.

Мир переживает глубокий экономический кризис, поступления от экспорта нефти уже снизились в СССР на треть. Массированная антиалкогольная кампания сократила поступления в казну на 37 миллиардов рублей. Бюджетный дефицит, скрытая инфляция и товарный голод - следствие экономической политики Горбачева. Сверхзадачей стало ускорение в промышленности. СССР вдруг превратился в крупнейшего дебитора Запада в области тяжелой промышленности. Покупали станки и оборудование, сокращали закупки продовольствия и товаров народного потребления. В стране воцарился дефицит всего и вся, мы это помним.

Даже на Байконуре уровень социально-бытовых условий к тому времени уже невысок. Приехав на космодром, Горбачев в первую очередь сосредоточился именно на этом. Но также он обнаружил, что, несмотря на суровые климатические условия и прочие трудности, люди продолжают самоотверженно трудиться в интересах родины. Знал и о том, что над программой по подготовке "Бурана" почти 20 лет работают более миллиона человек, 70 министерств и ведомств и 1286 предприятий по всему Союзу, расходы превысили 16 миллиардов полновесных рублей.

В Ленинске и на космодроме Горбачев провел многочисленные встречи и беседы с учеными, специалистами, рабочими, инженерно-техническими работниками, жителями города. Генсеку показали космические аппараты связи, телевидения, метеорологии и исследования космоса.

Вместе со свитой ходил он и вокруг готовой к первому старту ракеты "Энергия". Генсек колебался. Нужно проводить запуск сверхтяжелой ракеты, которая и появилась как ответ в серьезном противостоянии с основным потенциальным противником! Горбачев нашел, как отвести от себя недовольные взгляды заокеанских визави. Он делегировал согласие на запуск "Энергии" Политбюро ЦК: коллегиальное решение, с которым он лишь должен смириться. На запуск, понятно, не остался. "Энергия" отправилась в космос спустя два дня после его отъезда, 15 мая 1987 года.

Уже летом Горбачев проводит Совет обороны, где обсуждают область применения комплекса "Энергия-Буран". Конструкторы НПО "Энергия" опоздали: новый руководитель государства взял курс на "разрядку", и космические системы, имеющие военное назначение, оказались не нужны. Горбачев говорит очень милые слуху западных кураторов слова о том, что стремление к военному превосходству не принесет политического выигрыша.

Несмотря на это, в Совете обороны еще сильно лобби сторонников жесткой линии в противостоянии с Западом. НПО "Энергия" предлагает план дальнейших летно-конструкторских испытаний с выведением на орбиту грузов специализированного назначения: минимум четыре полета до конца 1993 года. С 1994 года планировали стыковать орбитальные корабли к станции "Мир". Реализацию этой части программы оценивали в 5 миллиардов рублей в ценах 1989 года. Совет обороны одобрил планы.

Триумфальный полет

В этой сложной машине было спрятано около 400 открытий и пионерских решений. Она оказалась лучшей по многим параметрам. Грузоподъемность в два раза выше, чем у американских аналогов. Габариты грузов, которые "Буран" мог выводить и забирать с орбиты, тоже были больше. "Буран" мог на первом же витке после взлета за десятки минут оказаться с грузом на любом побережье в Западном полушарии. А ракета-носитель сверхтяжелого класса "Энергия" стала самой мощной из космических ракет за всю историю исследования космоса. Разве на Западе могли мириться с тем, что Советский Союз обладает таким совершенным инструментом?

Несмотря на встречно-боковой штормовой ветер с порывами до 20 м/с и 10-балльную облачность высотой 550 метров (что существенно превышает предельно-допустимые нормативы для пилотируемой посадки американского шаттла), автоматика привела "Буран" на посадочную полосу в 09.24.42, опередив расчетное время всего на секунду! На скорости 263 км/ч "Буран" настолько аккуратно встал на полосу, что тормозные парашюты сработали лишь на девятой секунде (тормозной парашют выпускает система, которая включается от толчка в амортизаторах шасси). Через 42 секунды, пробежав 1620 метров, корабль замер в точке с отклонением от осевой линии всего 5,8 метра! Архивная съемка отчетливо показывает, как во время пробега система управления корабля продолжала "искать" осевую линию полосы, рыская передней стойкой шасси и выбирая допущенный из-за сноса встречным ветром незначительный боковой промах!

Беспилотный космический полет "Бурана" с автоматической посадкой оставался неповторимым 22 года, до момента возвращения на Землю американского экспериментального самолета Boeing X-37B 3 декабря 2010 года. Но с учетом того, что стартовая масса Х-37В около пяти тонн, полет 80-тонного "Бурана" можно считать непревзойденным до сих пор.

Удачное возвращение корабля позволило людям испытать необычайное по остроте чувство национальной гордости. И радости за державу, за мощный интеллектуальный потенциал народа. Это был настоящий триумф, который воодушевлял и мотивировал!


http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1443175800
Ярославна

Об авторе

Вести дневник - занятие аристократов и больных памятью