Самая старая церковь в Москве

Тема в разделе "Московские храмы и монастыри", создана пользователем Анахорет, 24 мар 2018.

  1. Анахорет

    Thread starter

    Анахорет Горожанин

    Сообщения:
    2.105
    Симпатии:
    500
    Пол:
    Мужской
    Репутация:
    43
    Истории христианства на Руси, более тысячи лет. А самая старая церковь Москвы, относится к началу XIV века. Хотя с целью улучшить строение, она была перестроена, но к настоящему времени, Успенский храм Московского Кремля, является не только самой древней действующей церковью столицы, но и самым старым, целиком, сохранившимся зданием.

    Благовещенский_собор_Московского_Кремля6.jpg

    В начале долгого пути

    Внук Александра Невского, Иван Первый Калита, с большим трудом оказался на княжеском троне. Как его отец, он был младшим сыном, и прежде чем воссесть на княжение, ему пришлось дождаться пока его братья, по очереди занимая московский престол, будут убиты или погибнут.

    Иван Калита.jpg

    В 1325 году, Иван Калита получил ярлык на княжение от Узбек-хана. Хотя по факту, он руководил Московским княжеством уже с 1322 года.

    Сразу после вхождения во власть, князь Иван Калита призвал на московскую кафедру митрополита Киевского и всея Руси Петра.

    До этого, митрополит Пётр уже несколько лет имел резиденцию во Владимире. Отмечен этот святитель как высокодуховный подвижник, даровитый от Бога даром прозорливости. Может быть, клирик предвидел возрастание роли Московского княжества в формировании России, и поэтому без труда согласился на переезд.

    Успенский собор.jpg

    В Москве, митрополит Пётр имел долгие беседы с князем, и в итоге они коллегиально решили построить храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

    Самая старая действующая церковь в Москве


    Церковь была заложена 4.08.1326 году. По сути, обретя митрополиею кафедру, Москва стала Первопрестольным городом, и для владыки нужна была патриаршее место Богослужения.

    Но как не мечтал святитель Пётр, послужить в новом храме, он не успел, преставился 21 декабря этого же года.

    мощи св Петра в Успенском соборе.jpg

    Строительство святилища продолжалось ровно год, и освящён он был 4 августа 1327 года.

    Преемники
    Именно во времена Ивана Калиты, Русь получила название «Святая». Гумилев точно подметил этот исторический период как этап формирования русского этноса в пору максимальной пассионарности.

    Иван Первый, вёл снисходительную политику. Если в Литовском княжестве боролись с православными, а в Орде, после принятия Узбеком ислама, с язычеством, то вот в Москве принимали всех. Но только требовали сначала добровольно принять крещение.

    Но времена эти прошли, и через полтора века, когда на престоле восседал Иван Третий Великий, Москва уже считалась царством, а не княжеством. Её территория значительно увеличилась, и суверен начал перестройку своей резиденции, и главного храма.

    В 1472 году, Иван Великий пригласил двух псковских мастеров Мышкина и Кривцова. Они разобрали церковь до основания, и на этом месте возвели новую. Но по неизвестной причине, она обрушилась в 1474 году, ещё до освящения.

    Мастера сделали вывод, что «известь не клеевита, да белокамень нетверд».

    Жена Ивана Великого, Софья Палеолог, отрядила в Италию посла, Семёна Толобузина. Он нашёл архитектора Фьораванти в Риме, сговорился с ним, и на Пасху 1475 года, архитектор с сыном Андреем и помощником Пьером, прибыли в Москву.

    фьораванти.jpg

    Зодчий Аристотель Фьораванти, изучив все обстоятельства, предшествующие прежнему строительству, сделал следующее:

    1. Белый камень повелел возить из карьера в Мячково.
    2. Заложил кирпичный завод близ Андроникова монастыря.
    3. Вбил дубовые сваи и вырыл фундамент на глубину 4,5 метра.

    Под его руководством, к 1479 году, была возведена и освящена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.

    Во многом, эта постройка была новаторской не только для Московского княжества, но и для Европы в целом.

    Строгий и величественный, внешний вид, органично сочетался с огромным внутренним пространством. До этого, внутреннее пространство храмов на Руси, было разделено, чтобы равномерно распределить давление барабана и купола. В Успенском Соборе Московского Кремля, была внедрена другая техника. Теперь нагрузку принимали на себя колоны. Но они не стесняли внутреннюю площадь, а располагались очень незаметно.

    внутренний вид Успенского собора.jpg

    Росписью церкви занималась артель св. Дионисия. Окончательно храм был расписан и сдан только в 1515 году.

    До сих пор, в нём совершаются Богослужения, хотя и не регулярно. В обычное время, святилище функционирует как музей.

    Самая старинная церковь в Москве


    Но среди московских храмов, есть более старая церковь – Спасский Собор Андроникова монастыря, заложен приблизительно в 1360 году, а в 1390 его перестроили.

    Спасский собор Андроникова монастыря.jpg

    Его росписью занимались Даниил Чёрный и Андрей Рублёв. Храм исправно функционировал до 1812 года, когда французские войска, во время взятия Москвы Наполеоном, устроили внутри пожар.

    Они сожгли иконостас, и в момент пожара рухнул купол со сводами храма. Полностью церковь восстановили и расписали только к 1850 году.

    спасский собор.jpg

    После переворота 1917 года, монастырь был закрыт. В 1959 году проведены реставрационные работы. А с 1993 года, проводятся археологические изыскания.
     
    Belka, Aleksandra, Tsar и ещё 1-му нравится это.
  2. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    13.033
    Симпатии:
    4.718
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Репутация:
    72
    Не знала об этом. Какая красавица! Самой старой всегда считали ту, что на Соборной площади.
    В старинной церкви, где я дочку крестила, французы устроили конюшню.

    Всегда мечтала побывать на богослужении в Успенском храме. Наверное, это очень красиво. Такие храмы "выдвигают требования" определенные к тем, кто проводит службу. К певчим.
     
  3. Анахорет

    Thread starter

    Анахорет Горожанин

    Сообщения:
    2.105
    Симпатии:
    500
    Пол:
    Мужской
    Репутация:
    43
    Разумеется, ведь это же патриаршья церковь.
    Представьте, если где-то будет Путин выступать(председательствовать) собрании, то наверное и тех кто будет ним за одним столом, тоже не из "бакланов" наберут.
    А здесь сам патриарх!
    Я думаю так у дьяконов голоса такие, что в самом старом храме Москвы паникадила начнут дребезжать.
     
  4. Belka

    Belka Гражданин

    Сообщения:
    4.358
    Симпатии:
    1.848
    Пол:
    Женский
    Репутация:
    98
    По большим праздникам в качестве певчих выступают профессиональные певцы, у которых есть музыкальное образование. И за это они получают деньги. Для кого-то это становится профессиональным заработком, и они поют в нескольких храмах.

    Раньше батюшка в каждом приходе сам воспитывал хор из числа прихожан. Теперь такая практика сохранилась лишь в провинциальных храмах, где приход не очень богатый.
     
  5. Анахорет

    Thread starter

    Анахорет Горожанин

    Сообщения:
    2.105
    Симпатии:
    500
    Пол:
    Мужской
    Репутация:
    43
    Ну не всегда, далеко не всегда. Я например видел в областных центрах, старые такие церкви, в которых в хоре пели профессиональные певцы из театра. И при этом бесплатно, ну это они так своё участие в богослужении проявляли.
    Хотя, скажу честно, что это крайне редко.
    А вообще, певчим в храмах крайне трудно. Ну ведь в храм приходят молиться, а им вместо этого приходится петь. Сложная ситуация.
     
  6. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    13.033
    Симпатии:
    4.718
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Репутация:
    72
    Певчим в храме трудно с технической, певческой точки зрения. Анахорет, а что конкретно поют певчие? Знаете? Я , кстати, поинтересовалась вопросом - Ваше замечание, которое я процитировало, к хору вообще не относится. Это работа, это работа в коллективе. Она может быть за деньги, и тогда между певчими может быть церковная возня, потому что платят за конкретные службы, подряд везде петь нельзя, значит, есть распределение. Ну и духовное в этом - певчие уже как бы относятся к церковнослужителям, их пение - символ пения ангельского. Одно это уже придавать значимости тому, что делаешь.
     
  7. Анахорет

    Thread starter

    Анахорет Горожанин

    Сообщения:
    2.105
    Симпатии:
    500
    Пол:
    Мужской
    Репутация:
    43
    Вот здесь есть такое слово: "Как-бы"...
    Чтобы относится к клиру (священнослужителям), певчий должен пройти хиротонисию. К ним определённые требования предъявляются.
    А так, это просто певцы в храме.
    Тут сложность в другом.
    Почти ни у кого не получается сосредоточиться и на пении, и на молитве одновременно.
    Это как на диджереду играть: надо постоянно (непрерывно) выдыхать ртом, а вдыхать носом.
    Сделал я себе диджереду, а играть не получается - таланта нет.
    Вот и в церкви аналогично. Только учтите, это не я придумал, это священники говорят.
     
  8. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    13.033
    Симпатии:
    4.718
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Репутация:
    72
    Анахорет, а я верю. Но есть: вот так должно быть. И есть: вот так на самом деле. То есть существует идеальный вариант, а есть более жизненный.
     
Загрузка...