Раздельное обучение мальчиков и девочек в СССР. Суть эксперимента

Тема в разделе "Средние школы", создана пользователем Анахорет, 15 май 2019.

  1. Анахорет

    Thread starter

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.041
    Симпатии:
    706
    Пол:
    Мужской
    Репутация:
    43
    В далёком брежневском детстве, я от одного из своих родственников услышал, что он учился в мужской школе, и в те годы было раздельное обучение мальчиков и девочек в СССР. И главное, что больше я этих сведений никогда не слышал! Ведь советские школьники с самого начала существования Советской России, обучались в общих школах. Так было или не было раздельное обучение в СССР?

    обучение раздельное.jpg

    С чего всё начиналось


    В царской России, обучение мальчиков и девочек было раздельным во всех государственных средних образовательных учреждениях. Единственным исключением были коммерческие училища, в которых учились вместе, юноши и девушки. Но к 1917 году, таковых насчитывалось по Российской империи всего 17 штук, поэтому они были исключением из правила.

    обучение до революции.jpg

    Сразу же после Октябрьской революции 1917 года, советские власти взяли курс на уравнивание в правах всех: пролетариев с крестьянами, учёных с рабочими, мужчин с женщинами. Именно под этим предлогом, в марте 1918 года, НарКомПрос РСФСР издал указ, о введении совместного обучения в среднеобразовательных школах. Более подробно и аргументировано, этот вопрос был изложен во время 8-го съезда ВКП(б), в апреле 1919 года.

    В это время, чудовищные изменения на территории страны, нивелировали такой сложный в психологическом плане переход в образовательной системе. Но до второй половины 30-х годов, такая форма образования принесла плоды, которые заметили на политическом Олимпе, и было положено начало переосмыслению такого подхода. Но в этот раз, причиной стало желание повысить уровень патриотизма у школьников и поднять дисциплину. Именно с этой целью, в самом конце 30-х годов, была введена школьная форма, очень похожая на гимназическую, дореволюционную. Были у учащихся фуражки, широкий пояс по типу военного и даже китель-гимнастёрка, в общем, обмундирование, очень похожее на военное, армейское.

    В мае 1941 года, новый секретарь ЦК ВКП(б), Александр Сергеевич Щербаков, поручил НарКомПросу подготовить материалы по целесообразности введения раздельного образования, для введения его уже с сентября 1941 года. Но этим планам помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

    Период раздельного обучения в СССР


    Более плотно вопрос о раздельном обучении мальчиков и девочек начал рассматриваться осенью 1942 года. На заседании Совета Народных Комиссаров СССР 24.10.42 г, была рассмотрена записка «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах Союза ССР», где последовательно была рассмотрена проблематика совместного обучения и изложены преимущества раздельного образования.

    Основной упор делался на два постулата:

    1. Природа девочек и мальчиков очень различна и особенно это проявляется в пубертатном возрасте. Подготовку к практической жизни, для детей каждого пола надо строить по своим, особым принципам.

    2. Укрепление воспитательной работы и повышение уровня дисциплины. Подробно объяснялись психологические особенности разнополых подростков, находящихся в одном коллективе. Зачастую это проявлялось в «нездоровых» взаимоотношениях и снижении интереса к учёбе.

    Фундаментом под таким заявлением было утверждение, что за 25 лет после Октябрьской революции, неравноправие между мужчинами и женщинами полностью устранено. А именно борьба с дискриминацией по половому признаку, было главным побудительным мотивом для введения совместного образования в школах.

    Но было и чёткое осознание, что сразу такие преобразования осуществить невозможно. Ведь потребовалось бы изменить учебную программу, создавать новые здания и подготавливать педагогов. Поэтому 16.07.43 г, Политбюро ВКП(б), было принято и утверждено решение о поэтапном переходе на гендерное образование.

    Во всех областных центрах и столицах Союзных и Автономных Республик и крупных городах, с 1 сентября 1943 года, должно было начаться обучение в раздельных школах для мальчиков и девочек. Но при этом, расстояние от места жительства до школы, не должно превышать 3 км.

    В расчёт принималось и количество школ в данном субъекте. Для перехода на раздельное образование в городе, должно быть, не менее 6 школ. При наличии возможностей, представители городского отдела ВКП(б), могли ходатайствовать о введении такой системы в каком-то конкретном городе.

    При всём этом, ответственность за введение новой системы была возложена на представителей ВКП(б) на местах. Ответственным в Политбюро ВКП(б) был назначен Косыгин А. Н. Контроль был настолько серьёзным, что если осенью 1943 года ученики не могли найти свою новую школу, то об этом докладывали напрямую самому Косыгину, а это как-никак уровень председателя СовНарКома.

    Подробности перехода к раздельному образованию


    В мужских школах планировалось больше времени уделять военной подготовке, лабораторным и практическим занятиям по физике, химии, биологии. В женских школах упор делали на эстетическом развитии учениц. Но количество учебных часов, уделённых базовым предметам, не снижалось!

    обучение 2.jpg

    Сложности проявлялись с самого начала этой реформы. В связи со сложной обстановкой в военное время, некоторые школы были не подготовлены. В некоторых обучение проводилось в 3 смены, например, в г. Дзержинске, половину осени 1943 года, за двухместной партой сидели по 3-4 ученика.

    обучение 4.jpg

    По мере освобождения оккупированных территорий в школьную реформу вливались новые субъекты, и тут проявилась ещё одна сложность – наполняемость. Например, в Ставрополье, после освобождения, осенью 1944 года, был отмечен сильнейший дисбаланс. Девочек в школах была в 7-8 раз больше, чем мальчиков. Учитывая, что удалённость школы от места проживания ученика не должна превышать 3 км, введение раздельного образования было сопряжено с совместным обучением в ряде школ. Для этого случая даже был издан специальный указ от 03.11.44 г, за подписью Косыгина.

    Сложность проявилась в отсутствии педагогов. В некоторых областях недобор учителей составлял более 1500 человек. При этом многие из педагогов были заняты на непрофильных работах, например, на заводах. В Новосибирской области, в 1944 году, с заводов и фабрик было возвращено в школы более 700 учителей.

    В этом же, 1944 году, после окончания школы начали выдавать не Свидетельство об образовании, а Аттестат зрелости! То есть было возвращено дореволюционное название документа. Продолжалось это до 1962 года.

    обучение аттестат зрелости.jpg

    Особенностью реформы раздельного образования в СССР было то, что подавляющая часть таких школ была расположена в РСФСР! В Союзных Республиках такие школы встречались только в столицах.

    В 1948 году, была учреждена первая школа с углублённым изучением иностранного языка. В ней даже часть предметов преподавалась на иностранном языке. Это были зачатки «языковых спецшкол». Но и зарплата сотрудников таких заведений, были увеличены на 50%! Ведь им надо было знать в совершенстве и профильный язык.

    обучение 1.jpg

    К 1954 году, на территории РСФСР, в 150 городах 2323 школы функционировали в системе раздельного обучения. Но тут проявилась сложная статистическая отчётность. Если для РСФСР, количество таких школ составляло более 55%, то на фоне всего СССР, большая часть учащихся обучалась в совместных школах.

    Конец эксперимента


    В начале 50-х годов, в «Литературной газете» появился цикл публикаций, поднимающих проблему раздельного образования для обсуждения в широких кругах всего населения. 8 апреля 1950 года, за авторством проф. Колбановского, в Литературке вышла статья «Волнующий вопрос». В ней поднималась проблема раздельного образования, и объяснялась необходимость возврата к прежнему, совместному обучению.

    За 5 месяцев до августа, в редакцию пришло около тысячи писем со всей страны. Писали люди самых разных социальных слоёв начиная от кухарок и кончая генералами. И за раздельное обучение, высказывалось очень мало людей. В основном все желали вернуть совместное обучение.

    14 августа того же года, в этом же издании вышло продолжение статьи «Волнующий вопрос надо решить». Учитывая, что председатель Союза Писателей СССР К. Симонов и сам был сторонником совместного обучения, то тенденциозность предложенного материала, вместе с письмами граждан СССР, имела вполне понятное направление.

    обучение 6.jpg

    В феврале 1953 года, К. Симонов отправил председателю ЦК КПСС Михайлову, копии писем и публикаций в «Литературной газете», с просьбой принять соответствующее решение. Особенность этого этапа реформы образования исключительно хорошо проявилась в том, что если в начале 40-х годов переход к раздельным школам разрабатывался кулуарно, то вот к возврату привлекли «общественное мнение».

    В результате недолгого обсуждения, 27 апреля 54 года, на Совете Министров СССР было принято постановление, о реорганизации школ с отдельным образованием, и возврате к прежней системе. С 1 сентября 1954 года, раздельное обучение мальчиков и девочек осталось только на уроке труда.

    Итоги эксперимента с раздельным образованием и причины неудач


    Сложности с наполняемостью классов в раздельных школах во время Великой Отечественной войны, проявилась и после её окончания. Но с противоположным знаком. Теперь в классах было много мальчиков. При этом возникли сложности с поддержанием должного уровня дисциплины. Любопытно отметить, что как переход в раздельной системе, так и возврат к совместному образованию, мотивировался стремлением повысить уровень дисциплины.

    обучение 3.jpg

    По факту, сразу с момента учреждения раздельных школ, процесс был пущен на самотёк! Должного разделения учебной программы и оснащения школ оборудованием не произошло. Стремление Правительства СССР поднять уровень подготовки учащихся на высочайший уровень, не нашло отклика на местах.

    Появилась огромная текучка среди преподавательского состава и крайне высокий недобор учителей с гендерными условиями. Ведь в школах с раздельным образованием, должны были преподавать:
    • мужчины в мужских школах;
    • женщины в женских.
    И если были допущены небольшие послабления в вопросах подбора кадров, то вот жёстко стоял вопрос о директорах и завучах! В мужской школе, директор и завуч должны быть мужчинами! А в Москве, с 51 по 54 года, в 69 мужских школах, директорами были женщины. Что уж тут говорить про регионы…

    Чиновники от сферы просвещения и образования, убедительно доказывали, что раздельное образование несовершенно в принципе! Но этим они скрывали свои недоработки и просчёты! Почему? А надо посмотреть сухую статистику.

    В 1953 году, аттестат зрелости получили в СССР 93,8% выпускников. Но вот на этом фоне, в мужских школах аттестат зрелости получили 97,6% выпускников, а в женских – 97,4% выпускниц.

    Ещё более наглядно качество подготовки демонстрирует статистика получения золотых и серебряных медалей. Если в 1954 году, среди всех выпускников СССР медали получили 4,4% учащихся, то среди мужских школ медалистов было 11,2%, а среди женских 10,5%.
     
    Tsar и Belka нравится это.

  2. Belka

    Belka Почетный гражданин

    Сообщения:
    5.339
    Симпатии:
    2.260
    Пол:
    Женский
    Репутация:
    99
    Удивительно, я этого не знала. Когда я училась в школе, нас сажали за парту: мальчик-девочка, и это не обсуждалось. Считалось, что девочки болтушки, а мальчики лентяе, и если кучковать их, то результат будет хуже. А так, девочки мотивировали мальчиков учиться, а мальчики не давали девочкам болтать на уроках не по теме.
     

  3. Анахорет

    Thread starter

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.041
    Симпатии:
    706
    Пол:
    Мужской
    Репутация:
    43
    Belka, А я очень долго, на протяжении четверти века думал что дядька мой "гнал". А вроде бы серьёзный такой и культурный был человек.
    О раздельном обучении, о том что оно было в СССР, я сам узнал впервые, где-то лет 12-15 назад. Ну что-то там по случаю. Но в подробностях только сейчас разобрался.
    Хотя... очень сложное положение.
    Узнал больше, чем необходимо для спокойствия.
     

  4. Tsar

    Tsar Администратор

    Сообщения:
    11.690
    Симпатии:
    3.699
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Москва
    Репутация:
    51
    И я только об этом недавно узнал. Знал, что в дореволюционной России такое практиковалось, но не думал, что и в СССР было раздельное обучение мальчиков и девочек.
     

  5. Belka

    Belka Почетный гражданин

    Сообщения:
    5.339
    Симпатии:
    2.260
    Пол:
    Женский
    Репутация:
    99
    И что же Вас лишило покоя?
    Вот эта идея хорошая была. Только плохо, что у нас вообще обучение детей построено на уравниловке. Не учитываются способности ребёнка, его желания и таланты. Есть общая программа, и он должен учиться по ней. В плане образования мне больше нравится Америка, где ребёнок сам выбирает, что он будет изучать.
     

  6. Анахорет

    Thread starter

    Анахорет Гражданин

    Сообщения:
    3.041
    Симпатии:
    706
    Пол:
    Мужской
    Репутация:
    43
    Да то, что система работала изумительно, подготовка детей была поднята почти на максимально высокий уровень, но вот не удержали планку. И главное - причина то известна, но чиновничий аппарат пошёл на поводу своих желаний, то есть работали не для Родины, а для своего спокойствия.
    У них исключительно ущербная система образования. Она потворствует детям, но исключительно в их вред! Ведь чтобы выбрать, надо знать из чего выбирать! А у них только 3 (три) обязательных предмета: физкультура, английский язык и история США. Остальное по выбору. А из чего выбирать? Они даже не знают!
    Требуется заложить фундамент, как в системе позднего СССР. Примерно с 1 по 8 классы. А потом уже выбирай.

    Иначе получится как на этой майке:
    физика.jpg
     
    Ярославна нравится это.

  7. Покупатель

    Покупатель Странник

    Сообщения:
    314
    Симпатии:
    57
    Пол:
    Мужской
    Репутация:
    15
    "Аттестат Зрелости" умно придумано :New Russian: типа, глупый - "зелёный плод", непригодный к употреблению, а вот "образованный, то есть "трансформированный" в "созревший плод"", годен к употреблению. Не просто же так существо в животе женщины обозначают "плодом" :I M So Happy:
     

  8. Ярославна

    Ярославна Почетный гражданин

    Сообщения:
    14.763
    Симпатии:
    5.398
    Пол:
    Женский
    Адрес:
    Москва
    Репутация:
    72
    Анахорет, классная футболка!

    Так я не поняла, раздельное обучение - это хорошо?

    В Москве с 1991 года в школе 1257 практикуют раздельное обучение мальчиков и девочек -

    с целью максимального учета психических и физиологических особенностей детей различных возрастных групп. Известно, что мальчики и девочки по - разному воспринимают учебный материал. Девочки более послушны, лучше справляются с типовыми стандартными заданиями с упором на исполнительскую сторону работы. Мальчики лучше решают задачи на сообразительность, требующие поиска, им трудно работать по шаблону. Работая в тесном контакте с психологами школы, учителя разрабатывают уроки в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными особенностями учащихся, учитывая раздельное обучение. Гендерное обучение способствует установлению хорошего психологического климата в школе, уважительного отношения мальчиков и девочек друг к другу, и конечно, лучшему усвоению учебной программы. И тем не менее, девочки и мальчики всегда вместе. В школе традиционно проводятся праздники последнего звонка, выпускные вечера, вечера встреч выпускников, также доброй традицией стали совместные праздники в классах мальчиков и девочек, общие экскурсии, спортивные и культурные мероприятия на природе.

    Отзывов негативных много, но они касаются в основном учебного процесса, отношений с учителями, а не вот этого разделения. Вообще гимназия 1257 в "топе" лучших московских школ.
     

  9. Belka

    Belka Почетный гражданин

    Сообщения:
    5.339
    Симпатии:
    2.260
    Пол:
    Женский
    Репутация:
    99
    Анахорет, у нас есть ЕГЭ, и обязательные предметы другие. Я же не предлагаю копировать американскую систему, но можно на её основе создать свою.
    Я в школе не учила ни физику, ни химию, и перед контрольными просто зубрила законы, правила и формулы. Благо память хорошая, но сейчас, хоть убей, я ничего из этого не вспомню. Мне больше нравилась литература и история. Всё своё время я проводила в библиотеке, и эти мои знания выходили далеко за рамки школьных заданий. Только никому это не было нужно. Не было толчка в этом направлении, никто это не направлял, не развивал и не систематизировал. Нужно было только хорошо сдать экзамены, получить ОБЩИЕ знания ни о чём, и валить на все четыре стороны.
     

  10. Покупатель

    Покупатель Странник

    Сообщения:
    314
    Симпатии:
    57
    Пол:
    Мужской
    Репутация:
    15
    Различия между полами в функционировании организмов. Женщины рожают, конечно же имеются отличия от мужчин.
    Что касается разума, то они ничем не отличаются. Отличия в поведении в структурах (что это - ранее приводил цитаты) которые в учебных учреждениях преподаватели создают в головах учащихся.
     

Загрузка...