Небо одно на двоих. Холодная война - тоже война ч.2

Запись в дневнике разместил пользователь Ярославна, 9 май 2019.

Один западногерманский рабочий, В. Шрадер, позже вспоминал:
— Я работал на 25-этажном здании, когда из мрачного неба вылетел самолет. Я видел его на высоте примерно полторы тысячи метров. Машина начала падать, затем поднялась вновь, вновь падала и вновь поднималась. Так было трижды. Очевидно, пилот пытался выровнять самолет.
Им все же удалось удержать машину в воздухе. С ревом пронесся терпящий бедствие самолет над берлинскими пригородами. Главная опасность миновала, город остался позади.
Даже на этой небольшой высоте летчики могли еще катапультироваться без риска для жизни.
Пилоты решили не покидать падающую машину – этим волевым решением они полностью отрезали себе все варианты своего спасения, поскольку сам выстрел катапульты мог уменьшить и без того критически малую высоту полёта.

Но теперь надо было посадить машину. Куда? Как? Прямо по курсу Борис Владиславович увидел большое поле - кладбище, а на нем полно народа! Чуть в стороне, среди леса, озеро. Капустин снова, что есть силы, потянул штурвал на себя. Теперь остается единственное место посадить самолет — озеро. Но до него еще надо дотянуть! После нескольких попыток летчика изменить направление машина стала медленно отклоняться в сторону стремительно приближающейся водной глади.
Остались на пленке самолетного магнитофона последние фразы:
— Юра, — прыгай, — спокойно приказал Капустин.
— Командир, я остаюсь.
Нет, не мог штурман выполнить этого приказа.
— Спокойно, Юра, садимся,— услышал Янов тихий голос Капустина.

Они бы приземлились благополучно, но на пути оказалась дамба: Капустин из последних сил, буквально в трех метрах от крыш ярких разноцветных «фольксвагенов», непрерывной вереницей проносившихся по широкому шоссе, проложенному по дамбе, смог перебросить машину через бетонную преграду... Но... за дамбой для посадки уже не хватило места.

Самолет упал в английском секторе Западного Берлина. С начала аварии и до падения прошло всего 30 секунд.

Советское командование, узнав о случившемся, тут же попросило у другой стороны разрешения начать спасательные работы. Но английские военные власти отвергли эту просьбу, утверждая, будто самолет взорвался над рекой Хафель в западноберлинском районе Шпандау. Наконец спустя сутки англичане заявили, что боевая машина русских найдена в окрестностях озера Штессензее и что они. уже начали там соответствующие работы. Однако к месту подъема самолета не были допущены даже советские корреспонденты.

По версии http://www.historyonesong.com/2009/10/ogromnoe_nebo/: На место падения весьма резво прибыли английские водолазы и сапёры, которые сразу же занялись подъёмом некоторых особо важных частей разбившегося самолёта. Тела лётчиков-героев для них не представляли никакого значения в отличие от уникальной РЛС «Орёл-Д» («Skipspin» по НАТОвской классификации), которую им удалось демонтировать и позже вместе с деталями двигателей за 2 дня исследовать в Фарнборо (Farnborough). Корреспондент британской газеты «Telegraph», вообще горделиво назвал эту вопиющую провокацию одной из самых «поразительных шпионских операций „холодной войны“».

Только позже английские водолазы, участвовавшие в поисковых работах, рассказали представителям печати, что когда сквозь толщу ила они добрались до пилотской кабины, увидели там и летчиков. Командир и штурман, как и во время полета, сидели на своих местах, в кислородных масках, с застывшими на рулях управления руками — руками, спасшими тысячи человеческих жизней, спасшими город.

Несколько дней героический подвиг двух советских летчиков был одной из ведущих тем западногерманской прессы. Не оставили его без внимания и различные реакционного толка газеты и радиостанции. Они тут же развернули клеветническую кампанию вокруг аварии советского военного самолета, пытаясь дезинформировать население, скрывая подробности происшедшего и, наоборот, всячески искажая очевидные факты с тем, чтобы максимально очернить присутствие советских войск в Германии.
Ярая антисоветская пропаганда имела и еще одну задачу — отвлечь внимание мировой общественности от подобного же случая, происшедшего незадолго до этого с самолетом ВВС США в районе испанской деревни Па-ломарес, где при аварии самолета американские летчики, спасая свою жизнь, сбросили на землю бомбы с ядерной начинкой.

Однако падкой на дешевые сенсации прессе не удалось достичь цели. Многочисленные граждане Западного Берлина заявили властям и редакциям газет о своем восхищении мужеством и гуманностью советских летчиков, о сочувствии семьям погибших, осуждая при этом попытки реакционных сил и враждебной западногерманской прессы использовать эту катастрофу для антисоветской пропаганды.

В заявлении корреспонденту ТАСС западноберлинский врач Альфред Менчель сказал: «Геройский поступок двух граждан Советского Союза заслуживает самого высокого уважения. Я склоняю голову перед их памятью. Подобные чувства разделяют многие мои сограждане».

«Самоотверженный поступок двух советских летчиков заслуживает глубокую благодарность и высокое признание населения нашего города,— заявил газете «Вархайт» первый представитель западногерманского Общества германо-советской дружбы Рольф Элиас.— Можно лишь сожалеть, что этот трагический случай используется определенными кругами в Западном Берлине, чтобы попытаться вновь разжечь антисоветские настроения».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.05.1966, за мужество и отвагу, проявленные при исполнения воинского долга, капитан Капустин Борис Владиславович и старший лейтенант Янов Юрий Николаевич были посмертно награждены орденами Красного Знамени. Именем Бориса Капустина, похороненного в Ростове-на-Дону, названы улица Ворошиловского района города и школа №51. Юрий Янов похоронен на родине, в Вязьме, на Екатерининском кладбище, и в его честь 1 сентября 2001 года на здании Вяземской средней школы №1 установлена памятная доска.

Обелиск в Финове Также 30 марта 2001 года, к 35-летию подвига лётчиков, в Берлине прошли торжественные мероприятия, а в авиационном музее на аэродроме Финова, созданном после вывода наших войск, воздвигнут мемориал.
Нет героев, но живет о них слава, о них осталась песня, которую поют на всей планете.

Память. Одних она обрекает на вечное проклятие, а других — на бессмертную жизнь.
Источники:
- Станислав Филиппов "За тридцать секунд до бессмертия". Героико-патриотический литературно-художественный альманах "Подвиг", изд. "Молодая гвардия", №30, 1986 г. (в сокращении)
- интернет
Tsar и Aleksandra нравится это.
Ярославна

Об авторе

Вести дневник - занятие аристократов и больных памятью
  1. Ярославна
    Надпись на мемориальной доске в Германии:

    Шестого апреля 1966 года советские лётчики — капитан Борис Владимирович Капустин и старший лейтенант Юрий Николаевич Янов — направили свой неисправный боевой самолет в озеро Штёссен и погибли. Совершив этот самоотверженный подвиг, они предотвратили огромную катастрофу в близлежащих жилых районах. Эта доска служит памяти советским лётчикам, принесшим себя в жертву, как символ человечности в годы «холодной войны»
    Tsar нравится это.